Перейти к основному содержанию

СТАТЬ СТУДЕНТОМ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Евгений Марченко ("Школьный Вестник" №7 за 2019 год)

СТАТЬ СТУДЕНТОМ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

В этом году я совершенно неожиданно для самого себя изменил свою жизнь на ближайшие пять лет. А может, и навсегда. Я поступил на заочное отделение исторического факультета Северо-Восточного федерального университета. И теперь у меня есть некоторые шансы стать профессиональным историком. Вроде бы ничего необычного, но вот только школу я закончил ещё в 1998 году и являюсь инвалидом 1-й группы по зрению. В нашем региональном отделении ВОС две девушки уже учатся на этом факультете, они-то и уговорили меня поступать в университет. Самым убедительным аргументом стало то, что по «особым условиям» — образование бесплатное. А это дорогого стоит!

Дело оставалось за малым — успешно сдать три вступительных экзамена. Пока я два месяца раздумывал и колебался, несмело представляя себя крутым историком, время шло. Как всегда, решение было принято в последний момент и до первого экзамена по русскому языку оставалось три дня. В приёмной комиссии мне сказали, что экзамен очень похож на ЕГЭ. Когда я попытался пройти тесты онлайн, то пришёл в ужас. Оказывается, я забыл всё!

Интуитивно-то я чувствую, где запятые ставить, и знаю, что жи-ши дружат с буквой и, но вот по каким правилам это всё работает? Да ещё и наши замечательные исключения из правил. К каждому правилу в три строчки — три страницы исключений. Как это всё запомнить? А когда я подумал, что впереди ещё два экзамена и на каждый только два-три дня подготовки, то мне стало совсем грустно. Но делать нечего, груздем я уже назвался и документы подал.

Вы проходили когда-нибудь за двое суток всю школьную программу по русскому языку? Можете попробовать — получите массу впечатлений! Я открыл для себя очень много нового и вспомнил много старого. В фильме «Матрица» главный герой примерно так же загружал знания прямо в мозг. В общем, через пень-колоду, так-сяк и кое-как я подготовился и помчался на экзамен, стараясь удержать в себе стремительно ускользающую информацию. Когда меня повели по длинным коридорам университета в кабинет на экзамен, я очень ярко вспомнил, как в детстве мама вела меня в кабинет стоматолога. Как ни странно, сдать удалось на 85 баллов из 100. Писать я не могу, поэтому я отвечал устно по билету. Мне повезло, так как вопросы попадали в те места, которые я хорошо знал, и чудом перепрыгивали зияющие провалы в моих познаниях.

После первого успеха я приободрился и не терял хорошего настроения, пока не попытался пройти тесты ЕГЭ по истории России. Я знаю, что было в прошлом нашей страны, и довольно неплохо. Но даты! В одном пособии для подготовки к экзамену по истории было сказано, что для его успешной сдачи надо точно знать около трёхсот дат. Ещё неплохо бы знать, кто кому был отец, брат, сын, враг, союзник, торговый партнёр и т.п. Это про людей. А ещё есть города, страны, союзы, войны, битвы и т.д. Ну и наконец по каким причинам всё это случилось. В общем, от гранита науки опять пришлось отгрызать куски со страшной скоростью.

На экзамен я бежал, крепко сжав голову руками, чтобы из неё ничего не выпало. Формат приёма на этот раз изменили. Если по русскому ещё как-то можно было работать по билетам, то преподаватель истории не совсем понимала, как принимать у меня экзамен. Поэтому она сказала: «Рассказывай всё!». Ну что ж — сама напросилась! Как раз историю Киевской Руси я грыз особенно яростно. Через полчаса экзаменаторы поняли, что меня надо срочно остановить и переключились на Петра Великого. Ну что ж, его биографию я прочитал за несколько часов до этого вопроса. Всем, а особенно мне, стало ясно, что я ужасно умный. Поэтому для закрепления впечатления удачно прошлись по холодной войне. А на дополнительных вопросах я поплыл, поэтому в итоге — 80 баллов из 100.

Последний бросок — экзамен по обществознанию. В школе у нас этого предмета не было, и я смутно представлял себе, что это такое. А когда понял, что это философия, социология, правоведение, экономика, политология и т.д. в одном учебнике, то снова сильно загрустил. Хороших подготовительных лекций в Интернете мне найти не удалось, поэтому я включил аудиокнигу. Интересную, необычную, написанную ярким, живым понятным языком — Конституцию Российской Федерации. Слушать её в аудиозаписи и пытаться запомнить — задача для сильных духом людей.

После всех мучений, вооружённый главным документом страны и покрытый гранитно-научной пылью, я пришёл к последнему рубежу. И тут меня ждал сюрприз — это был самый лёгкий из экзаменов. Видимо, из-за исторического уклона факультета, вопросы были общего характера по разным историческим периодам. То есть не «кто», «когда» и «где», а «зачем», «почему» и «чем это всё кончилось». Сам не знаю как, но мне влепили 100 из 100 баллов и сказали, что принимать у меня экзамен — одно удовольствие. Скорее всего, дело не в моих знаниях, а во вмешательстве высших сил, и 100 баллов — всего лишь награда за проявленное мужество при работе с аудиокнигами.

Вывод из моей маленькой эпопеи такой — никогда не повторяйте то, что я описал! Конечно, можно сказать: «Настоящие герои не ищут лёгких путей!», но это ужасно непрактично и неэффективно. Мне очень везло на экзаменах, но было очень тяжело готовиться. Если бы я заранее принял решение и начал спокойно и размеренно готовиться, то никаких проблем бы не возникло. Информация, вбитая в память таким ускоренным способом, быстро забудется и придётся всё заново восстанавливать. Не стоит так издеваться над самим собой — готовьтесь заранее! И ещё — нет ничего невозможного, если очень хочешь чего-то добиться.

И напоследок. Я, в отличие от многих абитуриентов, прочитал Конституцию Российской Федерации до конца!

Дата публикации: 
понедельник, сентября 2, 2019
Автор публикации: 
Евгений Марченко
Категория публикации: 
Выбираем профессию