Перейти к основному содержанию

Студия 26

Мария Сафонова ("Школьный вестник" №3 за 2019 год)
 

СТУДИЯ 26


В небольшом школьном кабинете пахнет свежей краской и витает едва уловимый нежный запах духов. На первый взгляд комната кажется маленькой, но всё её пространство рационально использовано. Здесь умещаются и поставленные в полукруг стулья, и широкий стол с водружённым на него компьютером, вместительный шкаф и даже… небольшой яблоневый сад с румяными яблоками. Не напоминает ли вам этот перечень тест на нестандартное мышление, в котором из списка исключают лишнее? Правда, в список надо бы ещё добавить дракона, обвившего кольцом ёлку, теремок, спрятанный за яблоней, пару чемоданов, три лотка с песком и вышитый золотой ниткой портрет Сергея Есенина. Педагог, учитель-дефектолог и режиссёр школьной театральной студии Наталья Анатольевна Исайкина ответила бы на вопрос этого теста так: «Лишнее здесь — плохое настроение. Его в первую очередь оставляют за дверью все, кто хочет вдохнуть жизнь в это пространство бутафории, декораций и выученных ролей, а именно — те, кто хочет стать участником театральной студии».
Семь лет назад в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей № 26 города Рязани любящие театр педагоги решили создать театральную студию. Её главным организатором, а затем и художественным руководителем стала Наталья Анатольевна Исайкина, вместе с ней в работу включилась учитель музыки Ирина Петровна Петрикова, ставшая концертмейстером. Заручившись поддержкой директора школы Марины Владимировны Бойко, студия начала делать первые шаги. Так появились кукольный театр «Петрушка» и творческое объединение «Звёздочки». И вскоре в обычном кабинете декорации для спектаклей начали теснить стулья, полки в шкафу заполнились сценическими костюмами, реквизитом, куклами из ткани и папье-маше, а все стены оказались увешенными афишами спектаклей и представлений.
Сегодня у Натальи Анатольевны сразу несколько обязанностей: она и главный режиссёр, и художник по костюмам, и бутафор, и сценограф, и звукорежиссёр — всё это лежит на её плечах. Но в первую очередь Наталья Анатольевна — учитель. Помимо репетиций в этом кабинете проходят занятия на развитие зрительного восприятия. Сюда приходят дети, и, стоя у тех самых ящиков с песком, учатся создавать на поверхности подсвеченного экрана картинки, рождённые их воображением и фантазией. Рисование песком имеет несколько важных особенностей, которые, между прочим, отсутствуют у классического рисунка карандашом и красками. Прежде всего — это развитие мелкой моторики, а где активно работают руки, там и расширяются возможности памяти, внимания и мышления.
Говорят, что создавать картины при помощи такого капризного и сыпучего материала сложно, и помимо умения рисовать нужно большое усердие. Однако творчество детей выходит за рамки распространённого мнения, как и песок, которому часто не хватает ограниченного пространства соснового ящика. Сама Наталья Анатольевна рассказывает об особенностях работы студии и её результатах следующее:
— Мы занимаемся с детьми рисованием песком с выходом на песочную анимацию. Таким видом творчества занимаются все дети, кроме тотально незрячих. У нас даже есть диплом Президентской библиотеки Санкт-Петербурга. Киноклуб при библиотеке устраивал Рождественский конкурс, в котором мы принимали участие с мультфильмом на новогоднюю тематику. Причём наша школа-интернат единственная из Рязанской области подала заявку на участие в конкурсе. Рисовала мультфильм девочка с остаточным зрением, а озвучивала тотально слепая.
На самом деле здесь у нас настоящая творческая мастерская. Есть мультфильмы не только песочные, ведь мы занимаемся очень многим. Создаём радиопостановки, например. Персонажей по ролям озвучивают дети — я их записываю, кстати, в этом же кабинете. Делаем инсценировки сказок или рассказов. Если вы в поисковой строке видеохостинга YouTube напишете «Школа 26, Рязань», там выйдут все работы нашей медиастудии: и фильмы, и спектакли, и мультфильмы. Каждый год мы придумываем что-то новое и каждый раз начинаем с нуля. И я действительно очень это люблю — придумывать и воплощать в жизнь вместе с детьми наши творческие фантазии.
На полке под потолком задумчивый самовар ждёт своего блистательного, как и его начищенные бока, выхода на сцену. Яркие цветные корешки детских книг стоят неровным строем на полках, а на них лежит небрежно брошенное боа, будто его случайно забыла таинственная гостья в платье с кринолином. За прозрачным экраном телевизора старой модели марки «Горизонт» собственного производства лежит букет неувядающих цветов из воздушной органзы. Кажется, что декорации и бутафория для спектаклей располагаются в хаотичном порядке, но Наталья Анатольевна весьма уверенно ориентируется в плотно заставленном театральным имуществом пространстве студии и без труда вспоминает, где лежит самый миниатюрный и почти незаметный глазу реквизит — скорлупка грецкого ореха, служившая колыбелькой для Дюймовочки.
Каждый год в январе в школе-интернате № 26 для слепых и слабовидящих проходит неделя Луи Брайля. В младших классах проводится классный час «Дитя ночи», у учителей — конкурс брайлевских пособий. Театральная студия тоже не остаётся в стороне. В этом году артистами творческого объединения «Звёздочки» была представлена необычная постановка — спектакль-невидимка «Дюймовочка». Именно «невидимка», потому что этот спектакль зрители должны были не видеть на сцене, а воспринимать через звуки, запахи, прикосновения. Поэтому перед началом спектакля всем раздали повязки для глаз. В зале звучали не только голоса актёров. Зрителей окружили звуки природы, кваканье лягушек, плеск воды, щёлканье деревянных костяшек счёт, так любимых скупыми кротами. То проливался дождь, то по залу пробегал ветер. Всем по очереди положили на ладонь скорлупку, чтобы зрители смогли представить, какая она — Дюймовочка, спящая в половинке скорлупы грецкого ореха. Артисты театра старались создать у зрителей такое ощущение, будто каждый из них — тоже актёр, участник этого необычного спектакля.
— Представляете, мы первые среди школ для детей с проблемами зрения выступили со спектаклем-невидимкой! Такие спектакли ставит Булгаковский театр в Москве и мы. Музыку замечательную и звуковое сопровождение подобрала Ирина Петровна, — рассказывает Наталья Анатольевна и аккуратно кладёт скорлупку на место, как особо хрупкий и ценный сценический реквизит.
Чтобы потеряться в небольшом пространстве студийного кабинета, нужно очень постараться. А вот оказаться между сном и реальностью — наоборот, очень легко: надо просто на секунду зажмуриться и забыть о том, что огнедышащий дракон набит синтепоном, а за картонным фасадом избушки лишь белая скучная стена.
Учитель рисования по образованию, Наталья Анатольевна во многом смогла применить свой талант и навыки в школе-интернате № 26 и театральной студии. Её руками были созданы все декорации для спектаклей. И не только они. Вот она подходит к широкому шкафу и берётся за ручку стеклянной дверцы. Раздаётся тихий протяжный скрип, и куклы, плотно прижавшиеся друг другу, будто услышав сигнал к действию, начинают оживать в руках создавшего их мастера, словно всё это время они ждали часа, когда их снова вынесут на сцену.
— Мне место мало! — вздыхает Наталья Анатольевна. Среди улыбчивых сказочных персонажей она выбирает одну — большую, с белым бумажным лицом и алыми щеками. — Куклы я тоже делаю сама. Увлеклась ими, когда работала несколько лет художником в профессиональном театре. И вот уже 30 лет меня вдохновляет кукольный театр. Это самая старая кукла — бабка-ёжка. Я её очень люблю, поэтому постоянно меняю ей облик, когда она изнашивается. Обратите внимание, у неё доброе лицо. Потому что я не люблю злых персонажей. Даже когда я делала лешего, он получился у меня добрым. Вот куклы более поздние, они из ткани — так практичнее. Их не страшно ронять, а куклы из папье-маше очень хрупкие, мне их жалко стало.
Наталья Анатольевна считает, что испорченный реквизит, например, поломанный гриф картонной гитары или треснувшая голова куклы, не является преградой для развития талантов детей и уж тем более поводом для переживаний. Единственное, что может остановить их в развитии, — это они сами. Руководитель студии говорит и о трудностях в работе с детьми:
— Бывает, что кто-то из ребят заупрямится так, что это становится похоже на звёздную болезнь. Может сказать, мол, эта роль плохая, слишком маленькая, не для меня. За такое поведение не грех и проучить: не хочешь — уходи. Полгода побудет без театра, потом приходит и снова активно начинает работать. На самом деле театр — это не просто развлечение. Дети социализируются с его помощью.
На полке с наградами и кубками раскрытой пастью к потолку стоит голова крокодила, будто их негласный охранник. Дипломы в рамках висят на стене в три ряда, крепко, на совесть приколоченные к деревянной рейке.
— Это даже не все дипломы, здесь висят самые важные, — Наталья Анатольевна машет рукой в сторону свидетельств заслуженных побед. — Мы выезжаем на многие фестивали: и областные, и российские, и даже международные. Скоро отправляемся в Москву, в КРСК ВОС на театральный фестиваль. Будем показывать «Золушку». Главную роль исполняет незрячая девочка, среди остальных участников постановки есть дети и с остаточным зрением, и без серьёзных зрительных нарушений.
От слов мы сразу переходим к действию. Итак, действие первое, сцена первая: Москва, КРСК ВОС, Золушка чистит котёл... С сюжетом сказки, ставшей классикой, знакомы все. А вот с артистами театрального объединения «Звёздочки» нам только предстоит познакомиться. Динамичное и яркое выступление, с песнями, танцами и немалой долей волшебства вызвало заслуженный шквал аплодисментов и криков «браво». Отдав со сцены последний поклон и расставшись с публикой на самой радостной ноте, молодые артисты спустились в гримёрную, всё ещё взволнованные после спектакля. И здесь нам удалось немного пообщаться и поделиться эмоциями.
— Наш режиссёр Наталья Анатольевна, к сожалению, заболела и не смогла приехать, — рассказывает концертмейстер Ирина Петровна Петрикова. В этот день она приехала вместе с ребятами в Москву на фестиваль не столько для того, чтобы их проконтролировать, сколько поддержать и поволноваться вместе с ними.
— Ирина Петровна, расскажите о своей работе в театральной студии.
— Для начала стоит уточнить, что в нашей школе учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Ребята волнуются на сцене, поэтому у них часто дрожит голос. В новом для детей зале также имеют значение качество микрофона, акустика в помещении. Поэтому мы делаем для наших артистов фонограммы. Дети поют — я их записываю.
— Ребята, бывает, что вы сами предлагаете произведения для постановки? Например, хотим «Ромео и Джульетту», случалось такое?
— Ну, да, бывает... — неуверенно звучат их голоса, а затем раздаётся общий смех. Должно быть, это одна из тех тайн, которые непременно живут внутри каждого дружного коллектива.
— У нас режиссёр человек серьёзный. Она предлагает, а мы уже выбираем, — вступает в разговор Ирина Петровна. — Наталья Анатольевна прекрасно разбирается в репертуаре детских спектаклей. Она хорошо понимает специфику нашей школы, ведь ребята не могут активно двигаться по сцене. Поэтому знает, что детям подойдёт и что они смогут сыграть.
— По какому принципу назначаются роли у вас в коллективе?
— Наталья Анатольевна спрашивает: «Кто хочет? Кому интересно?» — откликаются ребята.
— Вообще у нас проходит кастинг. Но когда мы решили, что будем ставить «Золушку», каждый сам себе выбрал роль, — объясняет улыбчивый мальчик Бухачёв Илья, ученик 3 класса, один из самых младших участников коллектива. Два плюшевых серых мышиных ушка прочно сидят у него на затылке. Видимо, подстраховались, чтобы мальчик не потерял свой сценический костюм во время выступления. И даже после него он энергично крутит головой, оглядываясь на ребят, то приседает, то встаёт и трясёт ушами, которые очень ему идут.
— А ты кого любишь играть больше всего? Животных?
— Да, — отвечает Илья и расплывается в улыбке.
— Я вообще случайно попал сюда, — вступает в разговор под смех товарищей мальчик с серьёзным лицом Романов Коля. В спектакле ему была отведена роль одного из стражников. Потерянную Золушку искали всем царством не только на сцене и за кулисами, но и в зале. И вот отважный стражник в чёрном берете спустился к гостям театрального фестиваля в КСРК ВОС, предлагая смущённым зрительницам примерить туфельку. И даже алый воротник на груди не добавил лишней краски на его строгом лице верного короне слуги. — Просто другой мальчик отказался, и меня пригласили на его роль.
— Меня зовут Дронов Игорь. Я в театре уже семь лет, с первого класса. Вот у меня любимые роли второстепенные, поэтому я сразу выбрал роль придворного из свиты короля.
— Да, Игорь у нас звезда эпизодов. Ему достаются роли пусть и второстепенные, но всегда характерные, — добавляет Ирина Петровна.
— Почему же молчат исполнители главных ролей? Куда исчезла Золушка?
А Золушка, как ей и полагается по своей роли, сбежала — боялась опоздать на поезд, спешила на другое выступлние. Ирина Петровна рассказала немного и о ней:
— Золушку играет Ирина Скрынникова. Она невидящая. Девочка — умница, отличница. Учится в музыкальной школе, занимается вокалом. Мы вместе с ней ездим на разные конкурсы, например, в Москве принимали участие в конкурсе романсов.
— А что расскажет Принц?
Мальчик в белоснежной рубашке, ярко-розовых штанах и блестящей короне на затылке стоит в дальнем углу гримёрной, явно стараясь не привлекать к себе много внимания. Отвечает он кратко, но с улыбкой:
— Меня зовут Алексей Краснов, я скромный парень. Мне всегда достаются главные роли, так что выбирать не приходится.
— А можно мне сказать? — тянет руку, будто в классе на уроке, мальчик в кудрявом парике. — Меня зовут Вова Красавин. Вообще я поступил сюда на роль Сказочника. Но после первых репетиций меня хотели заменить...
— Почему? Не справился с ролью?
— Наоборот! Я играл очень хорошо! Просто нашёлся старшеклассник, который вроде бы лучше подходил для этой роли, но я в итоге оказался лучше, и меня оставили.
— Ребята, а бывает, что вам не нравится роль, а играть приходится? Что вы тогда делаете?
— Наталья Анатольевна в большинстве случаев знает ребят даже лучше, чем они себя. И очень часто в конце они говорят: «Ой, как мне понравилось!» Потому что, когда ты выучил роль, её сыграл и тебе аплодирует зал, ты уже смотришь на это по-другому, — говорит Ирина Петровна, и ребята одобрительно кивают.
— А как можно попасть в ваш творческий коллектив?
— Ходить по школе и попасть на глаза Наталье Анатольевне, — раздаётся голос из группы и это вызывает общий хохот.
— Только если есть желание, — поправляет Ирина Петровна. — Наталья Анатольевна у нас в школе-интернате ведёт уроки, поэтому она знает всех детей и каждому из них предлагает попробовать себя в театре.
— Ребята, а как вы справляетесь с волнением?
— Ой, да никак!
— Я не волнуюсь!
— А я начинаю волноваться, только когда забываю слова.
— Зашли бы в нашу гримёрку полчаса назад, вы бы услышали, как мы справляемся с волнением!
Игорь Дронов рассудительно добавляет:
— Если забываем слова, то иногда мы импровизируем.
— А что же ты вчера не импровизировал, а стоял и мычал?
— Чем вы занимаетесь помимо школьного театра?
— Я в музыкалку хожу! И я! — звучит с разных сторон.
Концертмейстер подытоживает ответы ребят:
— Многие учатся в музыкальной школе. Но у нас и спортсмены есть. Лёня Виданов, например. Лёня, расскажи про свои достижения!
Высокий темноволосый мальчик оглядывается на учительницу и, засмущавшись, сразу отворачивается, надеясь найти поддержку у друзей. Помощь не заставляет себя долго ждать:
— Его фотография висит у нас в городе! Он один из лучших спортсменов в Рязани по лёгкой атлетике!
— А хочет кто-нибудь дальше, после школы заниматься театром?
— Я! — звонко выкрикивает Вова Красавин.
— Многие хотят, но получится ли? Это уже другой вопрос. По крайней мере, им этот опыт — театр — пригодится в жизни в любом случае, даже если они не будут продолжать этим заниматься, — рассуждает Ирина Петровна. — Кстати, наша Мачеха, Наташа Цыганова, собирается поступать в ГИТИС на режиссёрский факультет.
— Здорово! Желаю тебе удачи! Чтобы всё сложилось, как задумано!
— Спасибо! Вот она мне и нужна! — отвечает высокая девочка, ученица 9 класса. На её лице загорается улыбка, обрамлённая контуром ярко-красной помады.
— А я хочу быть королём мышей! — Ловко и незаметно забрав корону у принца, Бухачёв Илья надевает на себя не по размеру большой королевский головной убор, и корона остаётся висеть на шее. Видимо, эта история, до которой ещё предстоит дорасти. Кто знает, может, через пару лет театральное объединение «Звёздочки» из города Рязани поставит «Щелкунчика» и Илья выйдет на сцену в роли короля мышей.
В любом случае хочется пожелать ребятам, театральной студии школы-интерната № 26 и её педагогическому коллективу удачи, успехов и новых достижений. Ведь кто, как не они — талантливые, трудолюбивые, искренние и добрые, — этого заслуживают?

Дата публикации: 
понедельник, мая 20, 2019
Автор публикации: 
Мария Сафонова