Перейти к основному содержанию

Современные информационные технологии для детей с глубоким нарушением зрения

Владимир Соколов ("Школьный Вестник" №1 за 2017 год)

Заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения, МГППУ, Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В начале XXI века трудно найти сферу деятельности, в которой на помощь человеку не пришёл бы компьютер. Повсеместное внедрение и постоянное совершенствование информационных технологий существенно меняют жизнь современного человека, а человека с нарушением зрения особенно. Постоянно расширяющийся спектр цифровых тифлотехнических средств требует от инвалида по зрению особой подготовки для эффективного использования этой техники.
Использование программ невизуального доступа к информации на экране компьютера существенно раздвинуло границы доступной для незрячего человека информации. Появление таких программ сравнимо по значимости с изобретением рельефно-точечной системы Брайля.
Программы невизуального доступа к информации (Screen Reader) — это специальные программы, позволяющие слепым людям работать на персональном компьютере. По своему функционалу они похожи на «зрячего ассистента», который отыскивает на экране компьютера текстовую информацию и либо прочитывает её вслух с помощью синтезатора речи, либо отображает на брайлевском (тактильном) дисплее.
Наиболее распространенной в настоящий момент программой этого класса является JAWS for Windows американской компании Freedom Scientific (http://www.freedomscientific.com). Её используют в большинстве специальных школ, реабилитационных центров и компьютерных точек Всероссийского общества слепых. Начиная с версии JAWS 8.0, в дистрибутиве поставляется дополнительный набор совместимых синтезаторов речи: английский, итальянский, испанский, немецкий, португальский, русский, французский, финский и другие.
Также хорошо себя зарекомендовала программа Cobra (ранее называвшаяся Virgo) немецкой компании Baum Redec (http://www.tibsev.org), но такого широкого распространения, как JAWS for Windows, она не получила. Обе эти программы применимы для изучения школьного курса информатики и информационных технологий. С их помощью незрячий ученик способен самостоятельно выполнить задание учителя при использовании соответствующих методик обучения. Но это программное обеспечение является коммерческим и достаточно дорогим.
В последнее время всё большую популярность приобретает свободно распространяемая программа невизуального доступа к информации NVDA (http://ru.nvda-community.org). Полное название этой программы — Non Visual Desktop Access (NVDA) — можно перевести как «доступ к рабочему столу без визуального контроля». NVDA — это бесплатная программа экранного доступа для операционных систем семейства Windows, позволяющая слепым и слабовидящим пользователям работать на компьютере без дополнительных финансовых затрат на специализированное программное обеспечение.
Использование этих программ весьма сложно и требует особой подготовки. Достаточно заметить, что для эффективного управления программой JAWS for Windows используется несколько сотен клавиатурных команд. Необходимо также овладеть особыми приёмами работы с графическим интерфейсом без использования манипулятора «мышь».
Тифлопедагоги специальных школ привыкли руководствоваться тезисом: «Выпускники наших школ должны не просто не уступать в уровне подготовки своим зрячим сверстникам, но и во многом превосходить их. Именно это даёт инвалидам по зрению возможность в дальнейшем влиться в любой коллектив и стать, что называется, полностью реабилитированной и конкурентоспособной личностью».
Однако обучение школьника с глубоким нарушением зрения практическому использованию современных цифровых тифлотехнических средств, в частности, компьютера сопряжено с достаточно серьёзными трудностями, связанными с исключительной визуальностью интерфейса общеупотребительных современных программ и операционных систем.
Следует заметить, что методики обучения слабовидящих, способных получать визуальную информацию с монитора, и слепых, лишённых этой возможности, хотя и имеют много общего, но в части пользовательских навыков существенно различны.
Обобщение более чем 20-летнего опыта преподавания курса «Информатика» в Московской школе № 1 и других школах для детей с нарушением зрения показало, что проблем с изучением теоретической части предмета не возникает. То есть при наличии обычного учебника для общеобразовательных школ, но отпечатанного рельефно-точечным шрифтом Брайля, незрячие школьники справляются с материалом в теоретической части. Такие темы, как «Различные системы счисления», «Математическая логика», «Кодирование информации» и т.п. не вызывают при изучении дополнительных трудностей, связанных с отсутствием зрения.
Это подтверждается тем, что за последние несколько лет многие выпускники специальных школ успешно проходят итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по предмету «Информатика и ИКТ». С 2001 года старшеклассники Московской школы-интерната № 1 ежегодно принимают участие в олимпиаде по информатике и математике для детей с ОВЗ, проводимой Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Следует подчеркнуть, что задания олимпиады носят теоретический характер и не содержат практических задач, требующих непосредственной работы на компьютере. За прошедшие годы учащиеся этой школы 9 раз среди выпускных и 7 раз среди предвыпускных классов становились победителями олимпиады.
Проблемы освоения предмета связаны с овладением практическими навыками пользования компьютером без визуального контроля. Приведём пример, иллюстрирующий работу с помощью программы невизуального доступа к информации на экране компьютера.
Одной из частых задач при работе на персональном компьютере является редактирование текстовой информации. Предположим, необходимо вырезать несколько строк текста в одной точке текстового файла и поместить их в другую. Эта задача распадается на пять элементарных операций.
1. Поиск контекста
Визуальный метод — визуальное чтение экрана.
Невизуальный метод — построчное чтение с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея осуществляется нажатием «стрелки вниз» на каждой строке текста.
2. Выделение блока текста.
Визуальный метод — перемещение «мыши» при нажатой левой кнопки; визуальное чтение экрана, движение «мыши» контролируется визуально.
Невизуальный метод — перемещение курсора «стрелкой вниз» при нажатой клавише «Shift», контролируется построчно с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея.
3. Копирование блока текста в буфер обмена.
Визуальный метод — с помощью команды контекстного меню (вызывается правой кнопкой «мыши»).
Невизуальный метод — используется клавиатурная команда «Ctrl + C».
4. Поиск точки вставки.
Визуальный метод — визуальное чтение экрана.
Невизуальный метод — построчное чтение с помощью синтезатора речи или брайлевского дисплея осуществляется нажатием «стрелки вниз» на каждой строке текста.
5. Вставка блока текста.
Визуальный метод — с помощью команды контекстного меню (вызывается правой кнопкой «мыши»).
Невизуальный метод — используется клавиатурная команда «Ctrl + V».
В приведённом примере основная трудность невизуального способа работы состоит в поиске необходимого текста. Человек, использующий визуальный интерфейс, способен охватить взглядом сразу весь экран монитора и, прокручивая на нём информацию с помощью колёсика «мыши», быстро найти нужное место. Свободный от зрительных ограничений человек легко справляется с задачей поиска определённого контекста.
Современные технологии невизуального доступа к информации не способны обеспечить незрячему человеку аналогичное восприятие информации на экране компьютера. Синтезатор речи и брайлевский дисплей выдают информацию строго последовательно, линейно. Незрячий пользователь, нажимая «стрелку вниз», воспринимает текст построчно от первого слова в строке к последнему. Это значительно увеличивает время, необходимое незрячему пользователю для выполнения большинства практических задач, по сравнению со свободным от визуальных ограничений пользователем.
Невозможность использования визуального интерфейса вызывает значительные трудности при решении практических задач обработки информации на персональном компьютере. Программа невизуального доступа к информации не заменяет зрение, а лишь позволяет выполнять основные операции на компьютере, используя речевой и тактильный интерфейсы.
Следует также отметить, что современные средства доступа к информации развиваются быстрыми темпами и, следовательно, требуют постоянного развития и совершенствования технологии обучения незрячих пользованию компьютером.
Практически ежегодно программы невизуального доступа к информации приобретают дополнительный функционал, расширяющий возможности незрячего пользователя. К сожалению, те немногочисленные литературные источники, которые посвящены вопросам обучения лиц с глубоким нарушением зрения информационным технологиям, с точки зрения практики использования компьютера устаревают слишком быстро.
Пионером использования компьютеров на уроках информатики стала Московская школа-интернат № 1 для слепых детей. В этой школе практическое использование компьютеров со специальным программным обеспечением началось в 1989 году, благодаря директору школы Кравцову Константину Георгиевичу, организовавшему импорт необходимого оборудования и обучение преподавателей.
Первые компьютеры в учебном классе были оснащены аппаратным синтезатором речи и программой невизуального доступа к информации на экране «Screen Reader» («Экранный чтец»). Впоследствии это название стало обозначать весь класс программ подобного назначения. За прошедшие с тех пор годы в школе был накоплен значительный практический опыт обучения детей с глубоким нарушением зрения компьютерным технологиям.
В настоящее время преподавание предмета «Информатика» начинается в этой школе со 2-го класса. Весь курс разбивается на четыре этапа.
1. Первый этап — пропедевтический (2-й, 3-й классы). На этом этапе школьники знакомятся с основными понятиями предмета.
2. Второй этап (4-й — 7-й классы). Главная задача этого этапа — изучение клавиатуры компьютера в русской и латинской раскладках, а также предварительное знакомство с текстовым редактором и программой невизуального доступа к информации JAWS for Windows.
3. Третий этап (8-й — 9-й классы). Задачами этого этапа являются изучение основ управления файловой системой, более подробное (чем на втором этапе) изучение текстового редактора, знакомство с сетью Интернет и табличным процессором.
4. Четвертый этап (10-й — 12-й классы). На этом этапе учащимися приобретаются более глубокие знания по обработке информации, представленной в текстовой, табличной и звуковой форме, изучается «тонкая» настройка программы JAWS for Windows, дающая возможность незрячему пользователю комфортно работать в любом приложении операционной системы Windows. Также изучаются основы программирования на языке Python.
На четвертом этапе предмет «Информатика и информационные технологии» разбивается на два отдельных предмета: теоретическую часть «Информатика» и практическую часть «Информационные технологии». Часы, отводимые на предмет «Информатика», соответствуют базисному федеральному компоненту, а часы предмета «Информационные технологии» организуются за счёт предмета «Технологии» и школьного компонента. В 10-м классе 1 час информатики и 1 час информационных технологий, в 11-м и в 12-м классах — 1 час информатики и 2 часа информационных технологий.
На протяжении всего курса дети имеют возможность заниматься дополнительно во второй половине дня. Для этого в двух компьютерных классах постоянно присутствуют учителя информатики.Такое значительное увеличение времени на практические занятия на компьютере вызвано высокой сложностью работы без визуального контроля.
В целях повышения эффективности учебного процесса, в классах с числом учащихся более 7 человек работают по два преподавателя. Это вызвано тем, что классы, как правило, неоднородны: часть учеников может работать быстрее, часть нуждается в постоянной помощи преподавателя и работает медленнее. В среднем на преподавателя приходится 4 — 5 школьников, что даёт возможность преодолеть трудности, связанные с индивидуальными особенностями каждого учащегося.
Основным условием успешного обучения слепых школьников работе на персональном компьютере является особая подготовка учителя. Помимо традиционных тифлопедагогических знаний учитель информатики специальных школ для детей с нарушением зрения должен в совершенстве владеть невизуальными приёмами работы, особым функционалом программы невизуального доступа и специальными методиками обучения.
Ежегодно учащиеся выпускных классов выбирают для своего дальнейшего образования факультеты и ВУЗы, имеющие профилем изучение информатики, программирования и информационных технологий.
Таким образом, такой важнейший компонент современного образования, как овладение информационными технологиями, не только доступен школьникам с глубоким нарушением зрения, но и в настоящее время весьма популярен среди них. Однако обучение этим навыкам требует от учителя владения соответствующими методиками и особым функционалом программы невизуального доступа к информации, а также значительного увеличения времени обучения.

Литература

Денискина В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение //Дефектология. — 2011. — № 5. — С. 56 — 65.
Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М.: АПН РСФСР, 1956.
Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. — М.: Полиграф-сервис, 2005. — 327 с.
Созонович Е.Л., Соколов В.В., Спиридонова Я.Н. О преподавании информатики в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 1 III — IV видов г. Москвы // Коррекционная направленность специального образования детей с глубокими нарушениями зрения: сб. метод. раб./ М.: изд-во АПКиППРО, 2006. — С. 189 — 194.
Соколов В.В. Специальные компьютерные технологии для детей с глубоким нарушением зрения: учебно-методическое пособие для учителей информатики /В.В. Соколов, С.Н. Жуковский, М.П. Сладков, Е.В. Сладкова. — М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2012.
Соколов В.В. Эволюция тифлоинформационных средств // Дефектология. — 2009. — № 5.
Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. — Н.-Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2007.

Автор: 
Владимир Соколов
Категория: 
Методика преподавания