Анонс 10 номера журнала "Школьный Вестник" за 2025 год
Подготовила Наталья Кочеткова
Дорогие старшеклассники и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля, а также эксперты тифлоинформационных технологий, в февральском номере нашего журнала была опубликована статья, посвящённая разработке Российским союзом инвалидов учебно-методического комплекса по тифлоинфрмационным технологиям на базе операционной системы Linux. Учебно-методический комплекс разрабатывается в рамках реализации проекта «Основы компьютерной грамотности инвалидов по зрению на базе операционной системы Linux» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.
В соответствии с календарным планом реализации проекта в феврале-марте 2025 года была проведена большая работа по разработке технического задания учебно-методического комплекса.
Проект технического задания активно обсуждался в двух группах в телеграм-каналах TifloLINUX, и Linux для незрячих, общее количество их участников составляет более 200 человек. Всего в работе над техническим заданием приняло участие более 200 экспертов и незрячих пользователей персонального компьютера. Двенадцать глав учебно-методического комплекса были конкретизированы 83 параграфами.
В апреле-августе 2025 года были разработаны пять глав учебно-методического комплекса, которые размещены на сайте Российского Союза инвалидов (http://oooirsi.ru). Крайне важно, чтобы как можно больше школ приняли участие в апробации (проведении тестовых занятий) разрабатываемого комплекса. Это позволит разработать и издать уникальный специальный учебно-методический комплекс для инвалидов по зрению по тифлоинформационным технологиям на базе операционной системы Linux.
______________________________
В рубрике «ОФТАЛЬМОЛОГ СОВЕТУЕТ» мы публикуем статью Екатерины Шевичевой «Косоглазие — болезнь или косметический дефект?».
«Косоглазие, гетеротропия или страбизм (от греч. Strabos — косой, кривой) — зрительная патология, при которой при котором зрительные оси глаз перестают быть параллельными друг другу в результате отклонений в сторону от нормального угла зрения. Косоглазие знакомо людям с давних времён, но относились они к нему по-разному. В Древней Греции его рассматривали как недуг. В своих медицинских трудах древнегреческий философ и целитель Гиппократ упоминал о косолазии как об аномалии зрительной функции, но всё лечение сводилось лишь к нанесению целебных мазей и примочек. В Древнем Египте косоглазие считалось божественным знаком и своего рода амулетом удачи.
Представители племени Майя видели в косоглазии признак аристократической внешности, считая эталоном красоты. С малых лет индейцы подвешивали ребёнку на уровне глаз небольшой каучуковый шарик, чтобы искусственно нарушить правильное положение зрачков.
В средневековой Европе любой физический дефект, в том числе и косоглазие, считался дьявольским знаком. Людей с таким недугом изгоняли из городов и деревень, их повсеместно преследовала инквизиция.
С развитием медицины изменилось и отношение к косоглазию, постепенно появились методы его лечения и коррекции.
В чём причина развития косоглазия? Влияет ли оно на зрение? Нужно ли его вообще лечить? Попробуем разобраться вместе с врачом-офтальмологом, руководителем детского отделения клиники микрохирургии глаза «Я вижу» Еленой Владимировной Павловой…»
______________________________
Окончание интервью с Алексеем Орловым — незрячим петербуржецем, окончившим в 2016 году магистратуру в Институте философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по специальности «культурология» и в марте этого же года создавшим проект «Осязаемый Петербург», читайте в октябрьском номере журнала. Материал подготовил наш корреспондент Илья Бруштейн.
______________________________
Следующий материал псвящён заслуженному учителю школы Российской Федерации, талантливому преподавателю физкультуры, основателю системы физического воспитания незрячих в нашей стране, автору первых в стране учебных программ, учебных планов и учебно-методических пособий по физическому воспитанию детей с дефектами зрения, мужественному и целеустремлённому человеку, верному, доброму и отзывчивому другу — Леонтию Болеславовичу Самбикину. 17 мая 2025 года ему исполнилось 120 лет со дня рождения.
______________________________
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Дмитрия Гостищева и Константина Бальмонта.
Константин Дмитриевич Бальмо́нт (1867 — 1942), поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. родился 3 июня 1867 год в сельце Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой помещичьей семье. Отец его всю жизнь служил в земстве, мать, женщина деятельная и образованная, оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории. Она хорошо знала иностранные языки, много читала и «не была чужда некоторого вольнодумства»: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй»…
Константин Бальмонт
АВГУСТ
(сонет)
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолётность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В нём кажется ошибкой полдень знойный, —
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.
В последний раз, пред остриём серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжёлого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлёт «прости» в места родные.
______________________________
В рубрику для самых маленьких наших читателей «Аз, Буки, Веди» вошли стихи Людмилы Улановой и вторая часть цикла юмористических рассказов Елены Амбросовой «Вовка и кот».
Людмила Уланова
СЧИТАЛКА
Скакал баранёнок навстречу бычонку,
А псёнок бежал за конёнком вдогонку.
Скакал коровёнку навстречу овчонок,
Догнать лошадёнка хотел собачонок.
Чтоб легче их было тебе сосчитать,
Попробуй-ка всех по-другому назвать!
______________________________
Далее идёт продолжение книги Виталия Калгина «Виктор Цой». Начало читайте 6, 7, 8, 9 номерах за 2025 год.
______________________________
«Всегда на связи» — так называется статья, рассказывающая об истории становления специальных войск связи и Дне военного связиста в России. Материал посвящён Году защитника Отечества.
______________________________
Постоянные рубрики «ЗАТЕЙНИК», «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.
______________________________
Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — британский трансатлантический грузопассажирский и почтовый пароход «Титаник».
Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 10 за 2025 год. Цветная фотография. В школьной аудитории за партой сидит ученик Московской специальной общеобразовательной школы №1529 Он в очках, одет в серую водолазку, руки мальчика лежат на парте (левая ладонь, прикрывает правую, сложенную в кулак). Перед воспитанником на столе расположена открытая тетрадь, монитор, и учебник за третий класс. За учеником вдоль стены стоит офисный светло-коричневые шкаф.
______________________________
В 9-м плоскопечатном номере за 2025 год опубликована статья главного редактора «Школьного Вестника» Кочеткова Юрия Ивановича «Из чего сделаны золотые медали».
«Паралимпийское дзюдо является адаптацией японского боевого искусства дзюдо для слепых и слабовидящих спортсменов. Впервые этот вид спорта вошёл в паралимпийскую программу на Играх 1988 года в Сеуле. Тогда медали были разыграны только среди мужчин. В 2004 году на Паралимпиаде в Афинах в соревнованиях по дзюдо впервые участвовали женщины. Алеся Степанюк, двукратный призёр Паралимпийских игр по дзюдо рассказала «Школьному Вестнику» о своём пути к победе, о своих планах на будущее и о том, чем она живёт сегодня…»
Познавательного досуга в компании Школьного Вестника!