Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 10). Первые шаги к самостоятельности. Копилка навыков. Часть 5

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный Вестник №5 за 2024 год)
ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

КОПИЛКА НАВЫКОВ
Часть 5

Мы продолжаем тему развития навыков приготовления пищи. В предыдущих статьях мы подробно рассказали, как помочь ребёнку их освоить. Какие у вас успехи? Напишите, что ваш ребёнок самостоятельно приготовил, научился ли он чистить картофель и овощи, а может быть, уже сварил кашу для воскресного семейного завтрака? 
В этой статье мы поговорим про использование ножа. Почему-то нож вызывает у многих родителей панический страх. На самом деле ничего в нём страшного нет. Незрячие активно используют различные, на первый взгляд небезопасные, приспособления. Ко всему нужна привычка, всему можно научиться, просто нельзя пренебрегать правилами безопасности.
1. Нож не должен быть очень острым, но и слишком тупым тоже не должен быть.
2. Все ножи на кухне должны храниться в строго отведённых местах.
3. Во время использования ножа он должен лежать остриём от себя и лезвием вовнутрь. То есть если ребёнок режет правой рукой, то лезвие повёрнуто влево, если левой, то лезвием вправо (лезвием к доске).
4. При использовании ножа не нужно торопиться и отвлекаться.
5. Не нужно сильно нажимать на нож и делать резкие движения.
6. Не наклоняться вниз при использовании ножа.
7. Никогда не держать нож острым концом вверх.
8. Как только мы завершили действие, сразу кладём нож, не держим его в руках.
Проще всего начинать тренировку с нарезания огурца. Он достаточно упругий, при этом не слишком твёрдый.

Техника нарезания продукта вслепую
Для удобства объяснения мы будем использовать термины «ведущая рука» и «вспомогательная».
Для начала необходимо обустроить место, где незрячий будет резать. Ему ничего не должно мешать. Рядом с разделочной доской должно быть свободное пространство, чтобы нож ни во что не упирался и локти тоже могли двигаться свободно. Размер доски должен соответствовать размеру продукта, то есть быть в три раза больше него, чтобы было удобно резать и отодвигать нарезанные ломтики.
Продукт на доске придерживается вспомогательной рукой так, чтобы указательный палец касался по верхней грани того места, где будет срез. Поясним на примере.
Представим, что у огурца уже срезан край. Чтобы дальше огурец резать колечками, нужно вспомогательной рукой держать огурец так, чтобы указательный палец как бы лежал на шкурке огурца сверху, касаясь подушечкой края. Ведущей рукой надо вести нож по доске лезвием вниз, параллельно надрезу огурца, пока нож не прислонится к нему. 
Разделим этот процесс на этапы. 
1 этап. Огурец лежит на доске, указательный палец его придерживает и фиксирует тот край, где будет сделан срез. Ведущая рука прижимает плашмя нож к срезу, лезвием вниз.
2 этап. Не отрывая от среза, надо поднять нож до верхней поверхности огурца. В этот момент указательный палец вспомогательной руки передвигается от среза на расстояние, равное ширине желаемой толщины кусочка. Нож, достигнув края огурца, двигается по нему до указательного пальца вспомогательной руки. Здесь фиксируется положение ножа, а палец, чтобы его не задеть, немного отодвигается. Теперь можно резать, режущая плоскость ножа по отношению к доске располагается перпендикулярно. 
Дальше всё повторяется —  ножом вверх вдоль среза, потом по поверхности продукта на нужную толщину и вниз.
Кажется, достаточно несложное действие, но на самом деле без зрительного ориентира очень сложно отрезать кусок с ровным краем. Нож так и норовит пойти не строго вниз, а под углом. Но это дело тренировки. 
Чтобы не использовать всё время продукты, можно немного потренироваться с помощью стека и пластилина.
Следующим продуктом для тренировки могут стать хлеб, колбаса, зелень.
Очень важно при использовании ножа и работе со сковородой не наклоняться, даже если есть маленький остаток зрения. Лучше учиться делать все действия вслепую, это убережёт от лишнего риска, например от брызг раскалённого масла со сковороды. Остаточное зрение, особенно если оно очень незначительное, часто создаёт иллюзию того, что ты что-то действительно видишь, а это может оказаться обманом зрения, поэтому лучше делать упор на другие органы чувств. Конечно, если остаток зрения есть, его безусловно можно и нужно использовать, но не стоит ориентироваться только на него, нужно параллельно использовать осязание и слух. 
Ребёнку очень важен результат, поэтому придумывайте каждый раз какое-то блюдо, для которого продукты надо резать. Например, когда готовите салат, распределите обязанности —  ребёнок режет огурцы, а вы помидоры.
Если ребёнок учится резать хлеб, предложите ему попробовать нарезать колбасу или сыр и сделать самостоятельно бутерброд. Ведь очень важно получить результат, это мотивирует.
Усложняйте каждый раз кулинарную задачу. Пусть сначала ребёнок самостоятельно приготовит салат из овощей, потом салат, в который нужно добавить консервы и предварительно самостоятельно сваренные продукты.
Отдельно хочется сказать несколько слов о выпечке. Это вполне доступная часть кулинарии, и незрячие очень успешно пекут не только кексы и пирожки, но и делают сами торты и даже украшают их.
Здесь основное —  уметь организовать рабочее пространство, чтобы легко переходить от одного пункта рецепта к другому и чётко соблюдать их, а также использовать большие емкости, в которых надо насыпать муку и сахар. Эти моменты мы разбирали в предыдущих статьях. 
В выпечке практически всегда используются яйца, и часто необходимо отделять белок от желтка. Это тоже не представляет никакой сложности, но потребует тренировки.
Для начала надо научиться разбивать яйцо так, чтобы не повредить желток, то есть тренировать силу удара. Далее яйцо выливается в блюдце, чтобы аккуратно пальцем найти желток. Его очень легко определить тактильно: он выпуклый, упругий, круглый. Его нужно подцепить ложкой, придерживая пальцем вспомогательной руки. Далее, не убирая с него палец, а возможно даже придерживая его уже двумя пальцами, надо поднять ложку над блюдцем и подождать, пока белок отделится и в ложке останется только желток. 
При использовании духовки лучше надевать высокие варежки, чтобы максимально защитить руки от случайных касаний к горячим поверхностям. 
Если зрячие определяют готовность выпечки на глазок через стекло духового шкафа, то незрячему необходимо хорошо знать свою духовку и чётко засекать время. Лишний раз духовку лучше не открывать и не вынимать выпечку, так как она этого не любит. Но поначалу, когда незрячий только обкатывает рецепт, без этого не обойтись. 
Готовность можно определить по консистенции. Кекс можно проткнуть ножом и потом потрогать лезвие, сухое оно или влажное. Готовность пирога или коржа для торта можно оценить, слегка дотронувшись пальцем. 
Если вы обучаете ребёнка готовить выпечку, сначала сами приготовьте тесто и дайте ему ощутить его консистенцию. Расскажите, что тесто бывает разное и для каждого рецепта оно имеет разную тягучесть и влажность. Пусть попробует раскатать тесто, положить начинку и защепить пирожок.
Потом вместе разложите на противень пирожки и поставьте в духовку. Если ранее ребёнок ещё не работал с духовкой, то сначала познакомьте его с ней, когда она холодная. Потренируйтесь ставить решетку и противень.   
Так, маленькими шажочками, учитывая технику безопасности и обязательно получая результат своих трудов, ребёнок научится самостоятельно готовить. 
Приобретая навыки самообслуживания, ребёнок становится увереннее в себе и своём будущем. 
Успехов вам на пути к самостоятельности вашего ребёнка! Всё в ваших руках и руках самого незрячего! Все бытовые вещи абсолютно доступны для выполнения, нужно только выбрать удобный способ их выполнения и тренировать этот навык.

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика