Перейти к основному содержанию

Анонс 5 номера журнала "Школьный Вестник" за 2024 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

Школьный вестник продолжает печатать цикл статей Натальи Седельниковой «Семейный разговор», начатый в июльском номере за 2023 год и пользующийся большим спросом. Все материалы, ориентированны на практику и состоят из комплекса последовательных рекомендаций и упражнений.

В десятой части «Первые шаги к самостоятельности» Наталья, педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе», «Тренинг “Путь родителя”», продолжит говорить с вами о навыках, которые должен освоить ваш незрячий ребёнок на пути к самостоятельной, полноценной и активной жизни. В этой части мы предлагаем вам научиться пользоваться кухонным ножом. Почему-то нож вызывает у многих родителей панический страх. На самом деле ничего в нём страшного нет. Незрячие активно используют различные, на первый взгляд небезопасные, приспособления. Ко всему нужна привычка, просто нельзя пренебрегать правилами безопасности.

______________________________

Каждый год 9 мая мы отмечаем окончание Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Этому дню предшествовали 1418 дней и ночей — почти четыре года смертей, голода, слёз, страха и надежды. Но время неумолимо движется вперёд. Те события всё дальше уходит в глубь истории, но они не стёрлись из памяти людей, и забыть их нельзя. История Великой Отечественной войны — это не только стратегические операции и подвиги великих полководцев, это в первую очередь истории человеческих судеб тех, кто вынес на себе четыре года фронтовых тягот, четыре года ожидания и надежды, кто проявил мужество и героизм в эти годы не только на поле боя, но и в глубоком тылу.

Традиционно в майском номере мы вспоминаем о тех далёких и не простых для станы днях, о незрячих людях, внёсших свой вклад в приближение Победы, о ярких событиях и переломных моментах. Для этого выпуска Елена Денисенко подготовила два материала —  «ВОС в годы Великой Отечественной войны» и «День, когда кончилась война».

______________________________

Тифлопедагогика (от греческого «typhlos» — слепой) — отрасль специальной педагогики, занимающаяся вопросами воспитания и обучения детей с различными нарушениями зрения. На протяжении многих столетий мало кто задумывался о том, что слепых детей нужно учить каким-либо наукам. Всё обучение сводилось к освоению ремёсел, дающих возможность зарабатывать на хлеб. Гуманистическое отношение к слепым, как к полноценным членам общества, нуждающимся в обучении, социальной и трудовой реабилитации, сформировалось лишь в начале XVIII века благодаря французскому лингвисту и педагогу Валентину Гаюи. В 1784 году в Париже он на собственные средства открыл первую школу для слепых. Им же был разработан первый рельефно-линейный шрифт «унциал», представлявший собой аналог латинских букв, выдавленных на бумаге.

Неоценимый вклад в развитие тифлопедагогики внёс Луи Брайль, разработавший в 1824 году рельефно-точечный тактильный шрифт, основой которого стала комбинация шести точек. Шрифт позволял быстро воспринимать текст, читать и писать на разных языках. В 1837 году вышла первая книга, напечатанная шрифтом Брайля — «История Франции сквозь века». На основе своей рельефно-точечной системы Луи Брайль вскоре разработал и нотную грамоту для слепых музыкантов.

Большой вклад в развитие мировой тифлопедагогики внесли именно незрячие специалисты, которые дополнили научно-методические изыскания коллег собственным личным опытом. Как сегодня работают незрячие тифлопедагоги и насколько доступна для них эта профессия, нашему корреспонденту Екатерине Шевичевой рассказала Альбина Вильсуровна Саматова, тифлопедагог, сотрудник Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых.

Все подробности в материале «Тифлопедагог — профессия по призванию».

______________________________

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Михаила Суворова и произведениями поэтов, вошедших в сборник «Тетрадь стихов студентов Литературного института Союза советских писателей. Первомайский подарок фронтовикам».

 

Михаил Суворов

СОЛДАТЫ

Я видел, как плачут солдаты.

Припомнилось это не зря.

Зарыли сестру медсанбата,

Прикрыли снежком января.

 

Еловые ветки поставив,

Никто уходить не спешил.

Салют троекратно растаял

В лесной затаённой глуши.

 

А слёзы свинцово копились,

И зло тяжелели глаза.

Солдаты, казалось, молились,

Но зрела в молитве гроза.

 

За девочку с русою прядкой,

За синий угаснувший взгляд

Рванутся в атаку ребята,

Не ведая в гневе преград.

 

Я, варежкой нос вытирая,

Внезапно промёрз до нутра:

Расплата, до жути простая,

Мальчишку навек потрясла.

 

Сутуло клонясь на лопаты,

Стояли солдаты в снегу.

Я видел, как плачут солдаты, —

Увидеть бы это врагу!

______________________________

В рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Наталии Волковой и продолжение «Рассказов девочки Лёльки, которую на самом деле зовут Маргарита» Людмилы Улановой.

 

Наталия Волкова

НЕСЧАСТНАЯ ШКОЛА

Не меньше,

Чем дети боятся укола,

Боялась детишек

Несчастная школа.

 

Тряслись её окна,

И двери, и рамы

От вечного крика,

От шума и гама.

 

Потрескались стены,

Поехала крыша,

Хотелось ей крикнуть:

«Пожалуйста, тише!

 

Куда бы мне спрятаться?

Где бы мне скрыться?

Слетаю я к морю,

Как вольная птица!»

 

Дверями взмахнула

Она на заре:

«Прощайте! Я к вам не

вернусь в сентябре!»

______________________________

Далее идут рассказы Виктора Глебова — воспоминания о Великой Отечественной войне.

______________________________

Постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА» и «БИБЛИОТЕЧКА МУЗЫКАНТА» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — ДШК (Дегтярёв-Шпагин-Крупнокалиберный) пулемёт, наган.

 

Тифлокомментарий 1 страницы обложки плоскопечатного варианта журнала № 5 за 2024 год. Цветная фотография. На спортивной площадке около школы в осенний день позируют двое воспитанников Московской специальной (коррекционной) школы-интерната №2 (ГКОУ СКОШИ №2).

Оба мальчика улыбаются и в очках. На первом ученике надета серая шапка с чёрной широкой и узкой полосками внизу и фиолетовая осенняя болонья куртка с апликациями. На втором мальчике — лёгкая укороченная тёмно-синяя куртка с красными молниями на застёжке и на карманах и серые спортивные штаны.

За ними поодаль на площадке скучковались семеро одноклассников.

 

Познавательного досуга в компании Школьного Вестника!

Анонсы нашего журнала, а также избранные статьи из каждого номера можно прослушать в приложении к журналу «ДИАЛОГ».

Дата: 
четверг, мая 30, 2024