Перейти к основному содержанию

Семейный разговор (Часть 9). Первые шаги к самостоятельности. Копилка навыков. Часть 4

СЕМЕЙНЫЙ РАЗГОВОР («Школьный вестник» №4 за 2024 год)
ПЕРВЫЕ ШАГИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Наталья Седельникова
педагог-психолог, равный консультант, автор проекта поддержки незрячих и слабовидящих «Мир иначе»

КОПИЛКА НАВЫКОВ
Часть 4

Мы продолжаем разговор о том, как подготовить незрячего ребёнка к самостоятельной жизни. В прошлом номере вы узнали, как помочь ребёнку начать развивать самые простые бытовые навыки, которые ему понадобятся во взрослой жизни. Как ваши успехи? Какие возникли вопросы или трудности в освоении навыков самостоятельного наливания воды и кипятка в чашку? Пишите нам, и мы индивидуально вас проконсультируем. 
Выполнили ли вы и другое домашнее задание — проанализировать, как располагаются кухонная утварь и продукты на вашей кухне, и составить свод правил об их местоположении, неукоснительно соблюдаемых всеми членами семьи? Для незрячего очень важно, чтобы предметы хранились на одном и том же месте, чтобы продукты в холодильнике тоже имели свои постоянные места, а контейнеры и консервные банки были помечены. Не забывайте, насколько опасными могут быть оставленные открытыми двери кухонных шкафов и незадвинутые ящики, а также небрежное хранение ножей и других острых предметов. Обращайте внимание на то, как вы ставите сковороду на плиту. Ручка сковороды не должна выходить за пределы плоских поверхностей и свешиваться над полом.
Для приготовления пищи удобнее и безопаснее всего пользоваться микроволновкой и мультиваркой, в этом случае риск получить ожог будет минимальным. Желательно, чтобы эти приборы имели механическое управление или ими можно было управлять дистанционно с телефона с помощью специальных приложений. Если такой возможности нет и приборы у вас с сенсорным управлением, наклейте рядом с сенсорными кнопками тактильные метки. Это могут быть скотч, малярная лента, детские выпуклые наклейки. Не важно, какие, их всё равно периодически придётся обновлять.
Но и научить ребёнка пользоваться плитой, даже газовой, вполне возможно. Поделюсь моим личным опытом. Многие родители почему-то считают, что газовой плитой незрячий пользоваться не сможет. Такие же сомнения выражала и моя мама, когда, выйдя замуж, я переехала в другой город и впервые столкнулась со старой газовой плитой, которую надо было поджигать спичками. Её аргумент звучал так: «Ты же не видишь пламени, как ты будешь ею пользоваться?» У меня резонный встречный вопрос: «А зачем на него смотреть? Я что, буду кипятить воду взглядом?» 
По своему опыту пользования разными плитами могу сказать, что удобнее всего для меня оказалась именно газовая плита. То, что конфорка горит, хорошо слышно, и даже можно определить на слух, какой нагрев выставлен. Если я пользуюсь двумя конфорками одновременно и услышать каждую из них отдельно невозможно, то я провожу рукой над плитой, чтобы убедиться, что все работает так, как мне нужно. Это делается сантиметрах в 30 над плитой, поэтому это совершенно безопасно. Конечно, плита с автоподжигом гораздо удобнее, чем та, которую надо зажигать вручную спичками или специальной зажигалкой. 
Духовкой тоже вполне можно научиться пользоваться, и это совсем не сложно, но нужно соблюдать несколько правил. Они общие для любых видов духовок.
Прежде чем включать духовку, надо провести рукой по всей её внутренней поверхности и по решётке, чтобы убедиться, что в ней ничего случайно не оставили.
Затем поставить решётку сразу на нужный уровень и убедиться, что она стоит ровно.
Открывать горячую духовку и доставать из неё приготовленное блюдо надо в специально подобранных длинных рукавицах. Важно защитить не только запястья, но и руки немного выше.

Наведя порядок на кухне, наклеив тактильные метки на ёмкости с сыпучими продуктами, на бутылки с жидкими маслами и соусами, на кухонные принадлежности и технику, можно приступать к развитию кулинарных навыков.
Для начала можно научить ребёнка управляться с крупами. Незрячий должен уметь их различать. Расскажите ему, как отличить гречку от риса, пшена и других круп, которые принято употреблять в вашей семье. Обратите внимание на форму крупинок, а также на запах. Вот несколько упражнений, которые помогут выработать этот навык. 
Насыпьте в небольшие мисочки разные крупы и дайте ребёнку с ними ознакомиться тактильно и на запах. Расскажите о них.
Поменяйте миски местами и попросите различить крупы на ощупь. Снова поменяйте и предложите различить на запах.
Теперь, если возникнет ситуация, что крупа не будет подписана доступным для незрячего образом, он сможет на ощупь и по запаху определить, что перед ним. Покажите вашему ребёнку, что большинство круп можно определить через закрытый пакет. Например, гречка достаточно крупная и её можно прощупать, а при нажатии на пачку риса раздаётся характерный звук, как будто поскрипывает снег.
Банки с консервами пометьте или специальными говорящими метками из магазина товаров для незрячих, или подпишите брайлем. Можно вместе с ребёнком придумать свою систему меток, например, наклейки или канцелярские резинки.
С каких блюд незрячему лучше начинать учиться готовить? Здесь не принципиально, на ваш выбор, но, конечно, начинать нужно с простого. Можно начать с обучения использования ножа, чтобы делать бутерброды и салаты. Но мы поговорим сначала о тех блюдах, при приготовлении которых нож не потребуется.
Несложно сварить самостоятельно кашу. Здесь важно познакомиться с рецептом: сколько воды, сколько крупы и когда её засыпать. Кипение воды незрячему прекрасно слышно, а степень готовности можно определять, либо чётко засекая время и используя крупу одного и того же производителя, либо пробуя на вкус.

Как замерить количество сухого продукта, не просыпав его?

Я всегда рекомендую ставить ёмкость, в которую вы будете сыпать, на большую по диаметру тарелку. Даже если вы пересыплете, вам не придётся собирать рассыпанное по всему полу, а достаточно будет просто собрать его с тарелки. То же касается и жидких продуктов. Но здесь уже стоит использовать глубокую миску.
При заполнении ёмкости нужным продуктом необходимо пальцем фиксировать край, чтобы избежать её переполнения. Когда мы пересыпаем или переливаем уже из ёмкости в кастрюлю, важно касаться её края, чтобы проверить, что продукт будет при наклоне попадать точно в кастрюлю, а не за её пределы. Только после этого мы наклоняем и переворачиваем ёмкость с продуктом.
Чтобы понять уровень кипящей воды в кастрюле, ведь он может значительно подняться в связи с добавлением в нее разных продуктов, мы берем столовую ложку и почти горизонтально медленно опускаем ее в кастрюлю, пока не почувствуем соприкосновение с водой. Это не сложно, ведь вода имеет достаточно высокую плотность по сравнению с воздухом. После соприкосновения с водой мы перемещаем ложку ближе к краю так, чтобы, когда мы начнём медленно горизонтально её поднимать, мы могли почувствовать, когда дойдём до края. Так можно определить уровень жидкости. 
Сварив картофель, воду можно сливать, закрыв кастрюлю крышкой и оставив небольшую щёлку. При этом прихватками надо держать кастрюлю за ручки, одновременно придерживая крышку. В этом случае лучше пользоваться рукавицами. Мелкие продукты сливаются в дуршлаг, который ставится в раковину или на другую кастрюлю.
Конечно, будет удобнее, если все кастрюли на вашей кухне будут с ненагреваемыми ручками. Это позволит избежать использования прихваток.
Чтобы упростить ребёнку процесс вылавливания пельменей из кастрюли, их можно варить не в обычной кастрюле, а в кастрюле с сеткой, тогда после варки можно просто поднять вкладыш вместе с пельменями, дать стечь бульону и поставить его на тарелку, а потом уже переложить в ту посуду, в которой блюдо будет подаваться на стол. Этот приём можно использовать и с макаронами, если ребёнку сложно сливать их в дуршлаг.
Рис перед варкой многие зрячие люди промывают просто в миске. Для незрячего это может быть не очень удобно, в этом случае можно промывать его под проточной водой в сите. Так он точно никуда не уплывёт.
Давайте поговорим о картофеле подробнее. Нет ничего сложного в чистке картошки, моркови и других овощей и фруктов, которые в этом нуждаются. И кожура, и какие-то повреждения, и глазки чувствуются на ощупь. Чтобы было удобнее и быстрее, лучше пользоваться картофелечисткой и снимать кожуру последовательно полосками. Достаточно удобен в приготовлении картофель в мундире, его можно легко почистить.
Для соли и специй незрячим неудобно пользоваться ёмкостями с дырочками. Здесь никак не отрегулировать количество, потому что какие-то дырочки могут быть забиты и не понятно, сколько высыпалось. Лучше всего солить и добавлять специи щепотками. Использование мельниц тоже может быть удобным, но тогда нужно провести эксперимент и запомнить, сколько поворотов мельницы нужно, чтобы блюдо было приправлено так, как вам нравится. 
Что ещё можно готовить без ножа? Яичницу, консервированный горошек или фасоль на сковороде, магазинные котлеты и стейки. Но тут возникают вопросы: как переворачивать продукт на горячей сковороде вслепую? Как и сколько наливать масла?
Начнём сначала. Незрячему нужно познакомиться с разными размерами сковород, которые есть на вашей кухне. Это нужно для того, чтобы понять, какую из них под какие цели использовать.
Наливать жидкое масло или класть кусочек сливочного можно, пока сковорода холодная. И включив огонь, уже быстренько размазать пальцем по всей поверхности. Почему палец? Это тот инструмент, который позволит оценить количество и распределение масла на дне сковороды. Можно размазать и до включения плиты, просто когда дно начинает нагреваться, распределение идёт лучше.
Теперь посмотрим, как быть с приготовлением котлет и мяса. Когда масло раскалится, можно класть котлеты. Лучше жарить не на максимальном огне. Когда мы переворачиваем первый раз, продукт с верхней стороны ещё не горячий, его вполне можно придерживать пальцем. Дальше можно использовать вилку, вторую деревянную лопатку или также палец. Если есть страх горячего, то можно использовать силиконовые перчатки или кухонные щипцы. Можно готовить котлеты и мясо в духовке, в этом случае вообще ничего не придётся переворачивать. 
Если речь идёт про мелко нарезанные продукты, например, про картошку, то перемешивать удобнее специальной ложкой для горячего, но можно и лопаткой. Здесь дело в тренировке и опыте. Поначалу это нужно делать очень медленно, чтобы ничего не вывалилось на плиту. 
Попробуйте познакомить ребёнка с крупами, пусть он самостоятельно насыплет их в стакан, послушает, как кипит вода, попробует замерить её уровень ложкой. После этого приготовьте что-нибудь вместе, начиная с простого. Вы можете предложить ребёнку сначала сварить яйца, затем кашу и макароны.
После того, как ребёнок почувствует себя успешным в этих действиях, можно попробовать почистить картофель и отварить его. Позже переходите к освоению навыка жарки на сковороде.
В следующем номере мы поговорим о технике использования ножа и блюдах, с которых хорошо начинать освоение этого навыка, и затронем тему выпечки.
Вкусного вам месяца!

Автор: 
Наталья Седельникова
Категория: 
Коррекционная педагогика