Перейти к основному содержанию

«Обдумывай тщательно, а действуй решительно». Интервью с тренером по дзюдо Ириной Фроловой

Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №4 за 2024 год)

«ОБДУМЫВАЙ ТЩАТЕЛЬНО, А ДЕЙСТВУЙ РЕШИТЕЛЬНО»
Интервью с тренером по дзюдо Ириной Фроловой

В 2024 году мировое спортивное сообщество отмечает юбилей олимпийского дзюдо. Ровно 60 лет назад этот вид спорта был впервые включён в программу летних Олимпийских игр 1964 года в Токио. В настоящее время более 200 стран являются членами Международной ассоциации дзюдо. Наряду с самбо, вольной и греко-римской борьбой дзюдо входит в четвёрку наиболее популярных единоборств. Для многих спортсменов этого вида спорта философия дзюдо стала философией жизни. 
В переводе с японского «дзю до» означает «мягкий путь». Но на самом деле путь становления дзюдо был непростым. Истоки этого вида спорта кроются в истории Страны восходящего солнца.
До XIX века Япония представляла собой множество раздробленных феодальных провинций, контролируемых центральной военной властью и постоянно воюющих между собой. При этом в стране сохранялась строгая классовая иерархия, в структуре которой выделялось привилегированное сословие воинов-самураев. Они были обязаны постоянно носить оружие и принимать участие в боевых действиях. 
Что же представлял из себя самурай? Это был воин в кожаных или металлических доспехах с мечом в руках. Японцы считают самурайский меч священным. «Душой самурая был меч, смыслом жизни — смерть, главным жизненным принципом — честь, профессией — война, постоянным занятием — воинские искусства, отдыхом — изящная словесность и живопись», — такой кодекс самурая сохранил японский фольклор. Но не всегда можно отразить нападение только мечом. Поэтому самураи уделяли большое внимание рукопашному бою.
Во второй половине XV — начале XVII века в Японии была разработана система борьбы без оружия джиу-джитсу («искусство мягкости»), основанная на балансе атакующих и защитных приёмов. Для нападения самураи использовали приёмы обездвиживания и удушения противника, для защиты — броски. Ударная техника в джиу-джитсу отсутствовала вовсе, так как она была бесполезной против противника в доспехах.
Согласно легенде, основной принцип этого боевого искусства «Победить, поддавшись» сформулировал врач из Нагасаки Сиробэй Акияма. Однажды он прогуливался по саду после снежной бури и обратил внимание, что ветви крупных деревьев сломались под тяжестью снега. Лишь крошечное деревце, чьи тонкие ветки, сильно прогнувшись, смогли стряхнуть снег, стояло целое и невредимое. Осознав увиденное, Акияма заявил, что теперь он сможет победить любого противника.
Настоящего мастера джиу-джитсу отличала не физическая сила, а ловкость, пластичность и гибкость тела, умение использовать силу противника в своих целях. Постепенно «искусство мягкости», ставшее частью боевой подготовки самураев, было доведено до совершенства. Многие самураи стали создавать школы боевых искусств и учить мальчиков из благородных семей системе боя джиу-джитсу.
В середине XIX века в Японии произошли перемены. Появилась хорошо вооружённая армия, сформированная по европейскому образцу, в которой самураи стали не нужны. И в 1876 году правительство издало указ, запрещающий самураям носить оружие и пользоваться сословными привилегиями. 
Эпоха джиу-джитсу закончилась, но не исчезли его мастера. В 1882 году мастер джиу-джитсу, учитель литературы Дзигоро Кано открывает школу боевых искусств «Кодокан». Он решает реформировать прежнюю систему борьбы. Обобщив приёмы джиу-джитсу, выбрав из них самые лучшие и менее травмоопасные для борца, он создаёт новый вид борьбы — дзюдо. По его мнению, дзюдо должно было стать новым видом спорта для физической тренировки молодежи, искусством и философией повседневной жизни, хранилищем национальных традиций.
В 1907 году дзюдо было включено в японскую школьную программу, а чуть позднее вошло в системы подготовки японской полиции и армии. Благодаря ученикам Дзигоро Кано, выступавших на различных соревнованиях, дзюдо быстро распространилось по всему миру. В современном дзюдо существуют два направления — классическое и спортивное. Ни в одном из них по-прежнему нет ударной техники. Задача соперников в поединке — вывести друг друга из равновесия, а затем провести решающий болевой приём или бросок.
В спортивном дзюдо важен дух соперничества, ранги и показатели спортсменов. В традиционном дзюдо огромное значение имеет освоение философии боя и боевого искусства в целом.
Дзюдо включает несколько основных техник:
Катамэ вадза — техника, направленная на проведение болевых и удушающих приёмов, удержание противника.
Нагэ вадза — техника проведения бросков.
Атэми вадза — техника нанесения отвлекающих или обездвиживающих ударов по основным точкам.
Основной принцип эффективности дзюдо заключается в максимальном использовании силы противника против него самого. Победа достается тому, кто наилучшим образом выполнит все приёмы или в случае дисквалификации соперника за нарушения.
Дзюдо — это искусство самосовершенствования тела и духа. Оно унаследовало древние принципы кодекса чести самураев, согласно которым, ученик должен вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек, быть смелым, честным, искренним, скромным, верным своему делу. Долг каждого ученика — уважать и слушаться своего учителя.
Учитель по дзюдо (сэнсэй) — это наставник и тренер, который закладывает фундамент будущих побед своих учеников. Найти хорошего тренера — это уже половина дела. В единоборствах зачастую тренерами становятся борцы, начавшие карьеру в раннем возрасте. Чтобы стать профессиональным наставником дзюдо, нужно заниматься им не менее 10 лет. На протяжении этого долгого пути будущие учителя совершенствуют своё мастерство, вырабатывают пластичность, гибкость и координацию движений.
Тренер по дзюдо развивает физические и технические навыки ученика, чтобы тот мог достичь высоких результатов на соревнованиях. Он должен обладать глубокими знаниями и практическим опытом владения приёмами дзюдо. Наставник составляет индивидуальную тренировочную программу с учётом уровня подготовки и целей каждого ученика, помогая ему совершенствовать технические навыки, развивать стратегическое мышление, силу, выносливость, гибкость и ловкость. 
Тренер играет важную роль в формировании характера своего воспитанника, влияет на развитие его личности. Но значимость тренера для ученика заключается не только в этом. Прежде всего он является образцом для подражания, приучает к самодисциплине, трудолюбию и настойчивости в достижении целей, знакомит с нормами спортивной этики, учит уважать соперника. Поэтому, когда ученики благодарят своего тренера, они выражают искреннее уважение к нему, признание его труда и заботы о них.
Для людей с нарушением зрения дзюдо является популярным и доступным видом спорта. Когда дзюдо вошло в мужскую (1988) и женскую (2004) программы Паралимпийских игр, у незрячих дзюдоистов появилась возможность реализовать себя в спорте больших достижений. 
Паралимпийское дзюдо является адаптацией японского боевого искусства для незрячих и слабовидящих спортсменов. Правила для паралимпийцев установлены Международной спортивной ассоциацией слепых (IBSA). Но тренировка незрячих дзюдоистов имеет ряд особенностей.
Насколько сложно тренировать незрячих дзюдоистов и может ли стать тренером слабовидящий спортсмен, рассказала Ирина Фролова — мастер спорта по дзюдо, многократный призёр и победитель российских и международных соревнований, обладатель чёрного пояса, тренер-преподаватель по дзюдо ГБУ ДО Московской комплексной спортивной школы олимпийского резерва «Юг» Департамента спорта города Москвы.

— Ирина, в каком возрасте вы начали заниматься дзюдо и почему выбрали именно этот вид спорта?
— Наверное, так сложились обстоятельства. (Улыбается.) До 11 лет я прекрасно видела. Потом неожиданно зрение стало ухудшаться. За полгода оно упало до такой степени, что я не смогла больше учиться в обычной школе. В моём родном Воронеже была специализированная школа-интернат. Но я никогда не общалась раньше с незрячими и слабовидящими детьми. Меня настолько эта ситуация шокировала, что я категорически отказалась оставаться в интернате. Так что мне пришлось ездить в школу самостоятельно. Однажды учитель физкультуры, который впоследствии стал моим тренером по дзюдо, пригласил меня прийти и просто посмотреть на тренировку. Мне тогда было 13 лет. Я пришла. Потом попробовала заниматься и постепенно втянулась. Вскоре выиграла городские соревнования, затем стала успешно выступать на всероссийских спартакиадах, первенствах России и международных турнирах.
— А какие спортивные победы вам больше всего запомнились?
— Я дважды выступала на чемпионате мира по дзюдо среди молодёжи и студентов в США. В 2010 году я заняла там второе место, а уже в 2011 году взяла золото. Кубок России прошлого года принёс мне золотую медаль, а на чемпионате России в 2023 году я завоевала бронзу.
— Сколько же нужно тренироваться, чтобы добиться таких результатов?
— Ежедневно, но это в идеале. (Смеётся.) Хорошую физическую форму набрать несложно. Успех зависит от технической базы спортсмена, а она требует колоссальных нагрузок и бесконечных упражнений. Нужно тренироваться хотя бы три раза в неделю, но этого, конечно, всё равно мало. В своё время мне приходилось дополнительно заниматься вольной борьбой, так как попасть на тренировки по дзюдо человеку с нарушением зрения было сложно. Ну а перед соревнованиями вообще приходится тренироваться дважды в день. Мои ученики тренируются трижды в неделю на базе первого интерната и по субботам вместе с ребятами из второго интерната.
— Что повлияло на выбор вашей профессии? Он был случайным или вы давно задумывались о тренерской работе?
— Ещё в школьные годы я поняла, что моя жизнь будет неразрывно связана с дзюдо. Поэтому бросать спорт я не собиралась. Для меня было важно выбрать такой институт, чтобы учёба не мешала мне тренироваться. Ведь многие ребята, поступив в ВУЗ или колледж, забрасывали тренировки. И вот на очередных сборах старший тренер поинтересовался, где я планирую учиться дальше, какую профессию я хотела бы выбрать. А я, если честно, не задумывалась об этом. Тогда он предложил попробовать тренерскую работу. Я возразила, разве можно тренировать с таким зрением, как у меня. На что он ответил, что у него тоже слабое зрение, однако он вполне справляется с работой тренера. Он и убедил меня ехать в Москву, так как в столице больше залов и возможностей для тренировок. Я так и сделала. Поступила в Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма на факультет адаптивной физической культуры и получила специальность тренер-преподаватель по дзюдо.
— Вы приступили к тренерской работе сразу же после окончания университета? 
— Нет. Все студенческие годы я тренировалась и выступала на соревнованиях, а когда в 2015 году я получила диплом, дзюдо полностью меня захватило. Три года я откладывала тренерскую работу на потом. Но в 2018 году я получила серьёзную травму. На реабилитацию ушёл целый год. Вот тогда я задумалась, смогу ли я бороться дальше и на каком уровне. Нужно было принимать решение, как я буду дальше жить и как зарабатывать. 
В это время в Московской спортивной школе олимпийского резерва открылось отделение на базе школы-интерната № 1. Мне предложили место тренера, и я согласилась. Правда, шла я на тренерскую работу с большими сомнениями. Я не была уверена, что я с этим справлюсь. Но желание попробовать тренировать именно незрячих ребят у меня было. Мы ведь на тренировках занимаемся вместе с незрячими спортсменами. Мне часто приходится быть спарринг-партнёром Виктории Потаповой. Я ещё выступала на юниорских чемпионатах, а она уже была двухкратным призёром Паралимпийских игр. Она мне поясняла некоторые моменты по броскам, захватам и прочим приёмам. Можете представить мои впечатления от общения со спортсменкой такого высокого уровня? Я понимала, что такому мастерству можно научить, что это тренерская работа. Так с 2019 года я стала тренировать незрячих ребят.
— А профессиональный спорт вы оставили?
— К счастью, нет. Когда я вышла на работу и полностью восстановилась, мы с тренером приняли решение продолжать борьбу. Конечно, травма иногда сказывается на результатах, но так или иначе мне удается удерживать призовые места. Так что я по-прежнему в обойме и стараюсь совмещать спортивную и тренерскую карьеру.
— Кто же такой тренер по дзюдо?
— Для дзюдоистов тренер — это не только человек, который показывает различные техники борьбы. Это прежде всего наставник. Он ведёт своих учеников и по спорту, и по жизни. Тренер должен знать, чем живёт его спортсмен, чем он интересуется, увлекается, какие у него сложности. Он должен своевременно заметить перемену настроения спортсмена, настроить его перед соревнованием или просто поговорить по душам. Вообще, тренер становится частью семьи своего ученика. 
Я до сих пор поддерживаю отношения со всеми своими тренерами по дзюдо и даже по вольной борьбе. Мы перезваниваемся, иногда встречаемся на соревнованиях, переживаем друг за друга. Каждый из них принял активное участие в моей спортивной судьбе и в жизни в целом. Один тренер привёл меня в дзюдо, другой сориентировал в выборе профессии. С третьим мы сейчас покоряем новые спортивные вершины. Со своими учениками я тоже стараюсь поддерживать доверительные отношения. Они приходят ко мне и рассказывают о своих проблемах, советуются со мной.
— Что входит в обязанности тренера по дзюдо?
— Прежде всего тренер занимается спортивной подготовкой своих учеников. Он проводит тренировки и совершенствует их мастерство, выезжает с ними на соревнования. Он всегда готов помочь, поддержать добрым словом, подбодрить.
— Какое образование нужно получить спортсмену, чтобы стать тренером?
— Для того, чтобы работать тренером, необходимо высшее образование в области культуры спорта, физической или адаптивной физической культуры, тренерского дела. При необходимости тренер может получить сертификат, дающий право заниматься преподавательской деятельностью. Чтобы тренировать незрячих или людей с другими нозологиями, тренеру нужно пройти курс профессиональной переподготовки по программе «Адаптивная физическая культура и спорт». Кроме того, Федерация дзюдо России разрабатывает специальные семинары, курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, так как тренерам нужно постоянно совершенствовать своё мастерство. 
— Какими профессиональными компетенциями должен обладать тренер по дзюдо, занимающийся со школьниками?
— Прежде всего тренер должен любить спорт и поддерживать здоровый образ жизни, знать различные техники, приёмы и элементы дзюдо, а иногда и других боевых искусств. Не лишними будут знания основ физиологии, психологии и психофизиологии людей разных возрастов, в особенности детей. Мы все разные, поэтому к каждому ребёнку нужен особенный подход. Крики и наказания одних могут хорошо подстегнуть, но на других они влияют негативно. Нужно быть гибким и стараться учитывать проблемы и потребности каждого. 
Ребята по-разному воспринимают информацию. Приходится придумывать различные способы объяснения одного и того же упражнения или техники, чтобы задача была правильно понята и правильно выполнена. Конечно же, тренеру нужно владеть навыками оказания первой медицинской помощи, так как дзюдо довольно травматичный вид спорта. 
— Для работы с незрячими детьми тренер должен иметь какие-то особенные знания?
— Конечно. У детей с нарушением зрения очень много противопоказаний к занятиям физической культурой. Поэтому мне важно знать, какое заболевание глаз у ребёнка, какую я могу дать ему нагрузку. В работе с незрячими детьми важен индивидуальный подход. Моя задача — не навредить и заинтересовать. С этим я пришла на тренерскую работу. Я считаю — в целом всё получилось.
Учителя мне рассказывают, как ребята иногда заявляют им, что тренировки для них важнее уроков. Конечно, мне приятно, что мои занятия для них интереснее, чем школьные предметы. Но я считаю, что спортсмен обязательно должен получить какую-либо специальность. Спорт может закончиться в любой момент, а человеку надо будет жить и работать дальше. Поэтому приходится проводить со своими подопечными воспитательную работу и объяснять, что учёба для них сейчас важнее спорта.
— На ваш взгляд, какие личностные качества помогают тренеру завоёвать авторитет у своих учеников?
— Спортсмены вообще отличаются волевым характером, целеустремлённостью, дисциплинированностью, инициативностью, ярко выраженными лидерскими качествами. Они склонны к риску, имеют высокую мотивацию достижения успеха. Вот все эти качества нужны и тренеру. Только за таким человеком дети пойдут. Тренер просто не может быть мягким. В моей группе большинство мальчишек. Сейчас им по 14 лет. Это сложный переходный возраст, и мне ими нужно управлять. Так что приходится быть командиром и иногда повышать голос, хотя мне это не свойственно. Ребятам тоже не нравится, если на них кричат. Поэтому мы между собой договорились — они себя хорошо ведут и выполняют поставленные задачи, а я на них не кричу. Пока такая договоренность работает.
Ещё тренер должен быть общительным, обладать высокой степенью стрессоустойчивости, хорошими организационными способностями. Когда мы вывозим детей на сборы, они две недели находятся без родителей. Поэтому приходится организовывать не только переезд и расселение в гостинице, тренировочный процесс, но и помогать в быту. Иногда детям нужно объяснить, как вручную вещи постирать, как постель заправить.
— С какими сложностями вам пришлось столкнуться, тренируя незрячих детей?
— В первый год было очень сложно. Мне пришлось ставить всю акробатику с нуля, с каждым индивидуально отрабатывать все акробатические элементы. Сейчас ребята достигли такого уровня, что я могу поручить каждому делать разминку самостоятельно. Я же просто наблюдаю, делаю замечания, корректирую, даю рекомендации и что-то подсказываю. Этот этап тренировки нужен для того, чтобы тренер понимал, насколько дети осознают, что делают, то есть выполняют упражнения в нужной последовательности, следят за качеством их выполнения.
Ещё сложность в том, что тренировка незрячих детей — это чисто индивидуальная работа. В первом интернате я тренирую 10 человек. Двое из них едва видят, остальные незрячие. У меня группы по пять человек. К каждому нужно подойти и проконтролировать. За всеми уследить очень трудно.
Но, пожалуй, самая большая сложность — это ответственность. Я очень сильно переживала, что что-то пойдёт не так. Ведь это непростые дети. Например, во время беговой разминки те ребята, которые могут различать какие-то тени, бегут нормально. А вот незрячие путаются, им сложнее. Мне нужно было научить их ориентироваться на мой голос. Некоторые незрячие во время бега щёлкают пальцами и ориентируются на отражение звука от стен.
— Как проходит стандартная тренировка незрячих спортсменов?
— Сначала происходит построение. Дальше мы разминаемся: бегаем, выполняем различные разогревающие упражнения на месте, сюда же входит блок акробатических упражнений. 
Затем начинается непосредственно тренировка. Мы отрабатываем методы борьбы — броски, различные подсечки, захваты и удержания, силовые приёмы, изучаем новые техники и элементы.
После чего идёт растяжка, включающая соответствующие упражнения в паре или в одиночку. И в конце тренировки снова построение.
— Среди ваших воспитанников кто-то планирует пойти в большой спорт?
— Да. У меня тренируется мальчик, который хочет стать призёром Паралимпиады. Я считаю, что это очень хорошая цель. Ведь в этом виде спорта для незрячих всё возможно.
— На ваш взгляд, какие плюсы и минусы существуют в вашей профессии?
— К минусам я бы отнесла очень большую ответственность за безопасность и здоровье своих подопечных. У меня ведь есть и уголовная ответственность. Поэтому приходится контролировать тренировочный процесс, следить за правильностью выполнения упражнений, учитывать физические и психологические возможности ребят.
Работа с детьми сама по себе сложная. У них происходят разные ситуации в жизни, они бывают не в духе, плохо себя ведут. Приходится затрачивать много сил, энергии и нервов, чтобы провести занятие продуктивно. Из-за этого эмоционально выгораешь на работе. В такие минуты я начинаю сомневаться, моя ли это профессия, что я могу дать этим детям, правильно ли я поступаю. Недавно я довольно жёстко отругала всю группу за плохое поведение. Прервала тренировку и отправила всех по комнатам. А потом долго переживала, нужно ли было их так ругать, не перегнула ли я палку. Буквально через полчаса ребята прислали мне сообщение: «Ирина Анатольевна, простите, мы всё поняли». Так что бывает и такое.
Тренерская работа предполагает некоторую жертвенность. Бывает так, что у меня идёт подготовка к собственным соревнованиям. Я сгоняю вес, я устаю от тренировок. Мне хочется поспать и отдохнуть. Но я иду на работу и понимаю, что в этот промежуток времени я должна включиться и на 100% отдать детям тот максимум, который я могу. Потому что это моя работа. Грош цена тогда такой тренировке, если она будет проведена вполсилы. Мой тренер приходил на тренировку, ещё толком не оправившись от операции, ради того, чтобы я смогла полноценно подготовиться к соревнованиям.
Из положительных моментов я бы отметила гибкий график работы, что позволяет совмещать тренерскую деятельность с собственными соревнованиями и тренировками.
Для спортсменов, получивших травму, но не желающих покидать спорт, тренерская работа — прекрасная возможность реализовать себя. Тренерская работа предполагает постоянное обучение и саморазвитие. В спорте регулярно появляются новые методики и техники, которые я стараюсь изучать и применять в своей работе. Обучая ребят, я обучаюсь вместе с ними.
Ещё один важный момент — я приобщаю детей к спорту. Они уже не сидят подолгу в гаджетах, а приходят на тренировку и узнают что-то новое. Помимо приёмов дзюдо я даю им задания по поиску какой-нибудь информации в области спорта. Я хочу замотивировать их на будущую жизнь. Например, на этих зимних каникулах я попросила их просмотреть фильмы про всех паралимпийцев.
Кроме того, эта работа приносит видимый результат. Мои подопечные уже имеют прекрасные спортивные достижения. Они выиграли Всероссийскую спартакиаду. В прошлом году двое моих воспитанников победили на первенстве Москвы. Тренер и спортсмен всегда работают на один результат. Это единое целое. Даже медаль у них общая. Поэтому достижения моих ребят — это мои достижения.
— Насколько сегодня сложно организовывать соревнования по дзюдо для слепых и слабовидящих?
— В целом особых сложностей не возникает. Большое спасибо Комитету физической культуры и спорта Москвы, который финансирует все наши выезды, ежегодно выдаёт форму. В моё время было всё по-другому. Помню, нам приходилось выезжать на некоторые соревнования за свой счёт. А сегодня есть спортивный график, есть на что ехать. Единственное, ребят могут не отпустить на соревнования, если у них есть какие-то серьёзные проблемы с учёбой.
— Какие у вас спортивные и тренерские планы на ближайшее будущее?
— Спортсмены не любят делиться своими планами. Мне бы хотелось выступить на крупных российских и международных соревнованиях, показать хорошие результаты, продолжать активную спортивную деятельность.
Что касается тренерской работы, то хотелось бы успешно выступить на ближайшем первенстве и спартакиаде. И у меня дети пока ещё без разрядов. В январе только двое получили жёлтые пояса. Один мальчик у нас сдал нормативы на кандидата в мастера спорта. А вообще мне бы хотелось, чтобы мои ребята не останавливались на достигнутом. Чтобы и дальше этот вид спорта их затягивал и они в нём развивались. Чтобы спорт открыл им уверенную дорогу в жизни. Я на самом деле с этой целью и пришла к детям
.

Дата публикации: 
среда, апреля 17, 2024
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Выбираем профессию