Перейти к основному содержанию

Профессия для бескорыстных людей

Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №11 за 2023 год)

ПРОФЕССИЯ ДЛЯ БЕСКОРЫСТНЫХ ЛЮДЕЙ

Современный мир стремительно развивается. Бытовая техника стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Сегодняшние школьники, родившиеся в цифровую эпоху и не выпускающие из рук гаджеты,  которым просто читать и писать уже не интересно, в будущем обязательно придумают для нас какие-нибудь новые и хитроумные бытовые приборы, обеспечивающие комфорт и удобства. Но даже самое невероятное техническое изобретение не заменит того, в чём нуждается каждый из нас, — простое человеческое общение, заботу и понимание. Поэтому профессия социального работника будет нужной и востребованной во все времена.
Бескорыстная добровольная помощь нуждающимся в России существовала всегда. Монастыри давали пищу и кров обездоленным, приходские священники учили грамоте детей из бедных семей. Односельчане собирались на ««совместные помочи», чтобы построить новую избу погорельцам, запасти дрова безлошадным соседям, помочь по хозяйству сиротам, вдовам и солдаткам.
Начало формированию государственной системы социальной защиты в нашей стране положил указ Петра I «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», изданный 8 июня 1701 года. Документ определял, что «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил». Такие люди и стали предшественниками современных социальных работников.
Социальная работа как профессия появилась в нашей стране только в 1990-х годах. Первым правовым актом, определившим законодательную основу этой деятельности, был закон «Об общих началах молодёжной государственной политики в СССР», принятый 16 апреля 1991 г. Верховным Советом СССР. В нём впервые официально был закреплён статус «социальный работник для молодёжи» и определены его трудовые функции. В современной России социальная работа по-прежнему проходит период интенсивной профессионализации, внедряются новые профессиональные стандарты специалистов социальной сферы, определяются границы должностей.
Работа в социальной сфере требует от человека отдачи и самоотверженности. Представители социальных служб постоянно взаимодействуют с правовыми организациями, правоохранительными органами, педагогами, психологами и врачами, волонтёрскими организациями и благотворительными фондами, оказывают социальные услуги тем, кто в них нуждается. В своей профессиональной деятельности они зачастую сталкиваются со многими трудностями: им приходится взаимодействовать с различными слоями населения, которые не всегда встречают с теплом и любовью; работать с зависимыми и больными людьми, что может быть небезопасно для здоровья и жизни самого специалиста; большой объём работы, требующей постоянной самоотдачи, зачастую приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию.
Специалист по социальной работе должен быть отличным психологом, знать основы делопроизводства, юриспруденции, социальной педагогики, конфликтологии, коррекционной работы, иметь знания в области медицины, уметь сотрудничать с волонтёрами, строго соблюдать этические нормы социальной работы. Такой специалист должен иметь высшее профессиональное образование. Соответствующую подготовку сегодня можно получить во всех вузах, которые обучают специальности «Социальная работа».

Кто такой специалист по социальной работе и чем он отличается от социального работника, могут ли в социальной сфере работать люди с нарушением зрения, рассказала Людмила Пасичнюк, специалист по социальной работе автономного стационарного учреждения социального обслуживания Омской области Нежинский геронтологический центр.
Людмила живет и работает в Омске. После омского КОУ «Адаптивная школа-интернат № 14» в 2012 году она успешно окончила Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, выбрав необычную для незрячего человека профессию. За заслуги в области социальной защиты населения Людмила награждена дипломом общественного признания администрации Ленинского административного округа Омска, имеет Почётные грамоты учреждения и благодарность Министерства труда и социального развития Омской области.

— Людмила, кем вы мечтали стать в школьные годы? В какой сфере вам хотелось работать?
— В детстве мне нравилось, как женщины-дикторы озвучивают расписание поездов на железнодорожном вокзале. Мне очень хотелось вот так же объявлять прибывающие и уходящие поезда. Повзрослев, я стала мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с медициной. Мне хотелось, чтобы это была больше интеллектуальная деятельность, а не тяжёлый физический труд с невероятной нагрузкой на спину и руки. Поэтому профессия массажиста меня совсем не привлекала.
Я мечтала стать врачом, но совершенно не представляла, как в медицине может проявить себя незрячий. Тем не менее, окончив школу, я позвонила в Омский медицинский университет и поинтересовалась, может ли незрячий поступить в этот ВУЗ. Меня успокоили, что это возможно, предложили приехать и разобраться во всём на месте. Конечно же, когда в приёмной комиссии узнали, что я совсем не вижу, мне отказали. Так что уехали мы несолоно хлебавши.
— У вас в школе была профориентация? Вам рассказывали о том, какие профессии подходят незрячим?
— Наши школьные психологи проводили с нами тест на профориентацию Е.А. Климова. По его результатам мне подходила группа профессий «человек — человек». То есть выяснилось, что у меня отличные коммуникативные способности и мне идеально подходит профессиональная деятельность, связанная с медициной, педагогикой, психологией, юриспруденцией, сферой обслуживания и прочая работа с людьми. Это я запомнила чётко.
— Что же повлияло на ваш окончательный выбор профессии?
— Когда стало ясно, что в медицину я идти не могу, мы с мамой по справочнику профессий начали подбирать, какая мне действительно подходит. Прочитали про специалиста по социальной работе, и меня эта профессия по-настоящему заинтересовала. Такой специалист должен разбираться во многих областях, среди которых моя любимая медицина, этика, педагогика, психология, юриспруденция. И я поняла, что мне, во-первых, будет интересно учиться. А во-вторых, даже если не получится трудоустроиться по специальности, все эти знания мне пригодятся в жизни. Я подала документы в несколько омских вузов, в том числе и в Омский госуниверситет. Это один из ведущих вузов нашего города, и я мечтала там учиться.
— Было сложно поступить в такой престижный вуз?
— Мы приехали с мамой в университет и лично поговорили с деканом факультета. Он сказал, что опыта обучения незрячих студентов университет пока не имеет, но попробовать можно. В университет уже принимали по результатам ЕГЭ, которого в нашей школе не было. Но мне пошли навстречу. Я успешно сдала вступительные экзамены и поступила в университет моей мечты.
— Людмила, насколько сложно было вам учиться в университете?
— Вы не поверите, но какой бы замечательной ни была сейчас моя жизнь, самым чудесным, счастливым, ярким и запоминающимся её периодом были именно студенческие годы. У меня была замечательная группа. Одногруппники сразу прониклись моей ситуацией. Первым делом ко мне подошла староста и сказала: «Люда, ты не видишь, и то, что тебя нужно проводить на пары, в туалет, в буфет, мы это и так понимаем. Скажи, какая ещё нужна помощь?»
Я неплохо ориентируюсь. Конечно, мне хотелось самостоятельно передвигаться по университету, но одногруппники меня просто не отпускали, считая, что для меня это небезопасно. Мы всегда и везде были вместе. Ребята брали меня с собой в читальный зал, начитывали мне редкую литературу, записывали и чертили за меня мои ответы на доске, мы вместе гуляли, меня приглашали в общежитие на чай, знакомили с другими студентами. Это студенческое братство дорогого стоит.
Кстати, что касается учебной литературы. Ко мне сразу же подошла лаборант и попросила флешку. На неё мне скачали литературу по специальности из кафедральной и общеуниверситетской библиотеки. Так что учебниками, книгами и справочниками я была обеспечена сполна и могла готовиться самостоятельно дома за компьютером.
Лекции я записывала на цифровой диктофон, некоторые преподаватели давали нам свои материалы в электронном виде. Когда я готовилась к защите диплома, мой руководитель вызвалась сама подготовить презентацию. Все по-доброму ко мне отнеслись.
— Социальная работа имеет множество направлений. Почему вы выбрали именно геронтологию?
— Социальная работа распространяется на многие сферы жизни — сироты, заключённые, алкоголики, беженцы и прочее. Но я рассудила, что к работе с осуждёнными незрячего точно не допустят, с детьми незрячему работать сложно, зависимых нужно постоянно заставлять что-то делать. А вот к пожилым у меня с детства какое-то особое тёплое отношение. Я всегда с удовольствием общалась со своими бабушками и дедушками, уважала их мнение, старалась их не обижать, быть искренней и честной по отношению к ним. Я считала, что у них можно многому научиться и я сама могу многое им дать, быть для них полезной, поддержать и помочь им. И я чувствовала от них искреннюю благодарность. Когда общаешься с пожилыми людьми — своими близкими или чужими, чувствуешь, что они это ценят, они дорожат этим моментом, они не обидят, поймут, и я их пойму и не обижу. Поэтому я изначально хотела работать в этой сфере.
— После окончания университета вы сразу пошли работать в геронтологический центр?
— В Нежинском геронтологическом центре я проходила преддипломную практику и смогла добиться хороших результатов. Например, помогла одной бабушке найти общий язык с её внуком и наконец-то встретиться с ним. Другая бабуля хотела напечатать свои стихи. Она их записывала, но её почерк никто не понимал. Я же просто пришла к ней с диктофоном, она прочитала свои стихи, я напечатала их на компьютере. Как же они потом были счастливы — не передать словами. Также я организовала и провела мероприятие, посвященное Пасхе, которое понравилось и проживающим, и руководству центра.
Ещё во время практики меня оформили на полставки, так как директору очень хотелось, чтобы я получала хоть небольшую зарплату за свой труд. И пообещали, что как только я получу диплом, меня оформят на полную ставку. Так и произошло. Конечно, я была очень этому рада. И несмотря на то, что ездить в центр очень далеко, я решила, что такой шанс просто нельзя упускать. Незрячему вообще сложно трудоустроиться, да ещё сразу после университета и по специальности. Это была большая удача.
— Что входит в ваши профессиональные обязанности?
— Я провожу групповые и индивидуальные занятия с проживающими, организую тематические мероприятия, консультирую по правовым и другим вопросам, касающимся социальной сферы.
У нас много незрячих, колясочников, лежачих. Наш психолог выясняет, кто из проживающих хотел бы разнообразить свою жизнь и чем-нибудь заниматься, и я начинаю с ними работать Это уже состоявшиеся люди, со своим характером, интересами, жизненным опытом. Поэтому заставлять их что-либо делать нельзя, это снижает эффективность работы.
Сначала мы общаемся, рассказываем друг другу о себе, чтобы сформировать доверительные отношения. Я выясняю круг интересов подопечного, чем хотел бы заниматься человек, договариваюсь о времени занятия. Обычно занятие проводится раз в неделю в течение 20 — 40 минут в зависимости от физического и психического состояния человека. Иногда мне говорят, что хотелось бы чем-то заняться, но не знают, чем. Тогда приходится постепенно это выяснять — дать послушать музыку, аудиоспектакль, обсудить новости и т.п.
— Деятельность специалиста по социальной работе очень похожа на деятельность соцработника или даже психолога. Чем же отличаются эти профессии?
— Действительно, между работниками социальных служб есть разница, но её мало кто понимает. Специалист по социальной работе обладает более широкими полномочиями: это и оказание материально-бытовой помощи, психологическая и правовая поддержка, определение граждан или групп лиц, нуждающихся в социальной помощи, определение характера и объёма необходимой помощи, содействие в лечении или госпитализации подопечного, консультации по социальным вопросам и реабилитационным мероприятиям.
Такой специалист осуществляет деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению необходимых социальных услуг, различных мер государственной помощи и социальной поддержки. Он также оказывает различные виды социальной помощи отдельным гражданам или семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такой специалист должен владеть и разбираться в современных социальных технологиях для организации социальной помощи. Специалист по социальной работе обязательно должен иметь высшее профессиональное образование. Как правило, такие специалисты востребованы в организациях, оказывающих социальные услуги: комплексные, территориальные и специализированные центры социального обслуживания; социальные приюты для детей и подростков; центры социальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей; центры экстренной помощи по телефону; центры психолого-педагогической помощи населению; реабилитационные и геронтологические центры; социальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания; дома ночного пребывания; учреждения социальной защиты населения различных уровней власти (федеральный, муниципальный, региональный); некоммерческие социальные организации; благотворительные фонды социальной направленности; частные социальные организации (кризисные центры, дома престарелых, интернаты для детей, подростков и пожилых людей, пансионаты)
Моя коллега, например, занимается приёмом новых проживающих в наш интернат, оформляет документы, собирает соответствующие справки. А я больше работаю с людьми.
Социальный работник также контактирует с отдельными гражданами или семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию: инвалидами, пожилыми людьми, беспризорными и безнадзорными детьми, детьми-сиротами, молодёжью, с семьями с детьми-инвалидами, семьями военнослужащих, неполными, малообеспеченными, многодетными и молодыми семьями. На отведённом ему участке соцработник выявляет тех, кто остро нуждается в социальном обслуживании. Такой специалист оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые услуги на дому, в стационарных или полустационарных учреждениях. В его обязанности также входит контакт с родственниками подопечных и помощь в оформлении документов.
Профессиональный стандарт позволяет принимать на должность социального работника лиц, имеющих среднее общее образование или любое среднее специальное образование при условии прохождения стажировки на месте работы.
Как правило, социальные работники требуются в различных организациях, оказывающих социальные услуги: центры социального обслуживания, психоневрологические интернаты, центры помощи семьи и детям, геронтологические центры, социальные приюты и пр.  
А психолог, работающий в социальной сфере, осуществляет профилактику и психологическую коррекцию негативных социальных проявлений, зависимостей и вредных привычек, оказывает психологическую и психолого-педагогическую помощь, проводит психопрофилактическую работу по укреплению психологического здоровья подопечных.
Специалист по социальной работе сотрудничает с психологами, соцработниками, культорганизаторами. Мы проводим тематические вечера и профилактические мероприятия как в группе, так и индивидуально. Грань между профессиями очень тонкая, но я рада, что я не психолог.
— Почему?
— Потому что психолог обязан работать с каждым подопечным, хочет этого человек или нет. А я не люблю заставлять, переламывать человека, не люблю конфликты. Я хочу, чтобы общение между мной и пожилым проживающим было обоюдно приятно, интересно и приносило обоим пользу. Я имею психологическое образование, оно мне нужно для работы. Но когда я окончила Междисциплинарный учебно-исследовательский центр и получила диплом практикующего психолога, от вакансии психолога я отказалась. Мне комфортнее работать по своей основной специальности. Тем более что психологи должны от руки записывать в истории болезней подопечных свои рекомендации, выявленные психологические проблемы. Я этого сделать не смогу, зачем же на кого-то перекладывать свои обязанности? А я хочу быть максимально самостоятельной. На своей должности мне это удается.
— Людмила, на ваш взгляд, какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной работе?
— Самое главное — это любить людей и хотеть работать с ними. Нужно уметь слушать человека, быть внимательным, вежливым, толерантным, ответственным, в чём-то педантичным и даже находчивым. Нельзя раздражаться, а зачастую пожилому человеку приходится объяснять одно и то же по нескольку раз. Важно быть стрессоустойчивым, иметь развитое чувство эмпатии. Важны также открытость, честность, доброжелательность. Фальшь и неискренность люди чувствуют сразу.
Конечно, нужно быть целеустремленным. В любой профессии бывают свои трудности, которые нужно преодолевать. Важна уверенность в себе, в своих силах, своём выборе, стремление идти до конца.
— Если всего себя посвятить работе, что же останется вам? Как вы лично справляетесь с эмоциональным выгоранием?
— Так получается, что на работе у меня происходит не полная отдача сил, а обмен энергии. То есть когда я что-то отдаю своим подопечным, я также получаю что-то взамен. Многие называют меня дочкой, желают здоровья и долголетия мне и моим близким. Пожелания, сказанные искренним добрым пожилым человеком, сбываются на 100%! Ты чувствуешь эту волну тепла и позитива, понимаешь, что ты сама оказалась для них полезной. Это тоже очень здорово восстанавливает психологически.
Но в любом случае с эмоциональным и профессиональным выгоранием нужно бороться, заниматься профилактикой таких состояний. Я, например, ежегодно стараюсь отдыхать в санатории, бывать на природе, слушать птиц, дышать свежим воздухом, проходить укрепляющие и восстанавливающие процедуры, проводить психоразгрузку. Это очень важно! Если я чувствую, что я очень устала, то могу взять отпуск за свой счет. Можно, конечно, дождаться официального отпуска. Но ведь я устала прямо сейчас! Работа с людьми энергозатратная, не нужно это делать насильно, психовать, копить раздражительность и отрицательные эмоции. В таком состоянии ты никому не поможешь. Лучше взять паузу, перезагрузиться и с новыми силами приступить к работе.
Есть одно важное правило: вышел за стены центра —  забудь о работе! Честно говоря, в первые годы работы я делала ошибки. Меня предупреждали коллеги, чтобы я не давала личный номер телефона проживающим. Но мне так хотелось всем помочь! Мне постоянно стали звонить мои подопечные. Потом начались обиды, что я не взяла трубку или как-то не так с ними поговорила. Потом все эти сложности было очень трудно разруливать. Не нужно этого делать! Вышел с работы, посвяти это время себе или твоим близким. Читай или слушай музыку, гуляй и встречайся с интересными тебе людьми, занимайся спортом. У меня есть кардиотренажёр. Он хорошо помогает освобождать голову от всяких забот, связанных с профессиональной деятельностью.
Кроме того, я заядлая хоккейная болельщица. Если мне удаётся после работы посмотреть матч своей любимой команды «Авангард», то я заряжаюсь не только положительными эмоциями, но и энергией. Иногда я пишу стихи, так, для себя. В общем, я отвлекаюсь, развлекаюсь, живу интересной и полноценной жизнью. Надеюсь, так будет и дальше.
— Какими профессиональными достижениями вы гордитесь?
— Я разработала программу «Шагай по жизни с позитивом», включающую несколько направлений — развлекательные игры, просмотр комедийных фильмов, различные веселые мероприятия, беседы на различные интересные темы счастья и прочее. Её цель — настроить пожилых людей на позитивный лад, чтобы они ближе знакомились друг с другом, общались, с удовольствием проводили время в весёлой компании. Программа рассчитана на группы из 4 — 8 человек. Я же эту программу и реализовывала. Было приятно, что она на практике показала довольно высокую эффективность. Люди получили массу положительных эмоций.
— А сейчас у вас есть какие-либо профессиональные планы, а может, и профессиональная мечта?
— Ежегодно специалисты нашего центра составляют перспективный план на будущий год, в который обязательно нужно включать одну или две инновации. Я стараюсь каждый раз придумать что-нибудь интересное. Были у меня разные проекты. Например, в «Школе здоровья» я рассказывала о пользе продуктов питания, физической активности и здорового сна. А это для нашего контингента волнующая тема. Я приобщала проживающих к радиоспектаклям. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы мой источник идей не иссякал. Это важно и для меня лично, чтобы я не застаивалась на месте как специалист, и для моих подопечных. Ведь люди уже ждут от меня чего-нибудь интересного и развлекательно-познавательного. Хочется каждый раз оправдывать их доверие и ожидания.
— Людмила, а что бы вы сказали тем ребятам, которые хотят работать в социальной сфере?
— Если честно, работа с людьми — самый перспективный вид занятости для незрячих. Мы лучше слышим и чувствуем людей, улавливаем малейшие изменения интонации их голоса. Мы прекрасно чувствуем фальшь, понимаем, когда человек расстроен, подавлен, когда ему некомфортно. У незрячих очень развита эмпатия. Конечно, нужны также внутренняя предрасположенность, искренность и любовь к людям.
Прежде чем определиться с профессией, нужно внимательно её изучить и самостоятельно сделать выбор. Может быть, я выскажусь немного резко, но не нужно никого слушать! Вы сами должны определить, чем вы хотите заниматься в жизни. Ни психолог, ни мама, ни учитель, ни тесты за вас этого не сделают. Результаты профориентационных тестов, конечно, можно проанализировать, но окончательное решение должно быть за вами. Ведь вы хозяин своей судьбы. Обязательно нужно попробовать реализовать своё желание. Не бойтесь верить в себя!

Дата публикации: 
среда, ноября 15, 2023
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Выбираем профессию