Перейти к основному содержанию

Действия говорят громче слов

Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №7 за 2023 год)

ДЕЙСТВИЯ ГОВОРЯТ ГРОМЧЕ СЛОВ

ПРОГРАММА «ШАГ В ПРОФЕССИЮ»

Проблема трудоустройства людей с инвалидностью актуальна во все времена. И сложность здесь даже не в том, что работодатели не хотят видеть среди сотрудников своей компании людей с инвалидностью, а в том, что большинство инвалидов имеют низкую мотивацию к труду, испытывают различные психологические трудности относительно собственной инвалидности и совсем недооценивают свои реальные возможности, способности и профессиональные компетенции. Поэтому важно помочь такому соискателю поверить прежде всего в себя, преодолеть коммуникативные барьеры и общественные стереотипы, приобрести пусть небольшой, но практический опыт по выбранной специальности и стать конкурентоспособным специалистом на открытом рынке труда.
Подготовить будущего специалиста с инвалидностью к успешной профессиональной деятельности поможет программа «Шаг в профессию», которая реализуется при поддержке благотворительного фонда «ДЕЙСТВУЙ!», первого в России инклюзивного акселератора https://fond-deystvuy.ru/profi-step
 
«Шаг в профессию» — это всероссийский проект профессионального наставничества, стажёрами которого могут стать люди с разной формой инвалидности, в том числе и незрячие. Участники программы получают навыки по выбранной профессии, работая с персональным наставником и HR*-куратором, обучаются на тренингах, мастер-классах, вебинарах, а затем защищают результаты перед потенциальными работодателями. Для компаний это возможность подобрать сотрудника и получить консультационную поддержку по вопросам трудоустройства и сопровождения людей с инвалидностью, для участников проекта — это профориентация, стажировки, трудоустройство, открытие собственного бизнеса. Сегодня в проект вовлечено более 700 человек из 34 городов России и 8 стран мира. Организовано более 270 стажировок. Среди наставников — специалисты крупнейших компаний.

__________

*В поле деятельности HR-специалиста входит всё, что касается «человеческих ресурсов» (аббревиатура HR происходит от английских слов human resources, что переводится как «человеческие ресурсы»). Говоря по-старому, это работники отдела кадров, но с новыми и современными подходами к работе.


Основные цели программы:
1.Получение практических навыков по выбранной специальности.
2.Общение с высококвалифицированными специалистами в выбранной отрасли.
3.Максимальное сокращение разрыва между теорией и практикой.
4.Преодоление психологических комплексов и страхов перед открытым рынком труда.
«Шаг в профессию» имеет три региональных представительства в Курске, Омске и Ульяновске. О том, как создавалась программа и какие важные этапы проходят её участники, рассказал куратор проекта Глеб Новосёлов.
Глеб сам прошёл все этапы программы «Шаг в профессию». Получив необходимые практические навыки, он сначала занимался продвижением программы, привлечением партнёров и стажёров в Омске, а в 2021 году стал курировать весь проект.

— Глеб, когда стартовала программа «Шаг в профессию» и кто был её идейным вдохновителем?
— Всё началось в 2016 году, когда директор фонда Ольга Лоева представила идею проекта на всероссийском форуме «Территория смыслов». Идею поддержали эксперты, и в том же году мы запустили первый сезон программы. На тот момент проект реализовывался только в Москве. Никто и не думал, что программа наставничества окажется такой успешной. Весной 2023 года мы провели уже 14-й сезон!
— Сколько длится каждый сезон?
— Приблизительно два с половиной месяца. Ежегодно мы проводим по два сезона.
— Программа «Шаг в профессию» включает несколько этапов: приём заявок, отбор, подготовительная программа, наставничество, дополнительная программа, финал и постфинальное сопровождение. Давайте поговорим о них более подробно.
— Первый этап — это подача заявки на участие. Сделать это можно на сайте проекта «Шаг в профессию»: https://fond-deystvuy.ru/profistep-online
Подать заявку могут люди с разной формой инвалидности в возрасте от 18 лет. Соответственно, дважды в год мы активно запускаем рекламу во всех соцсетях, на сайтах наших партнёров. Причём заявки могут подать не только стажёры, но и специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы, желающие выступить в роли менторов.
— Какой средний возраст участников проекта?
— Преобладающее число стажёров — это люди старше 20 лет. Мы ведь не образовательная организация, и наш проект не может дать всю теоретическую базу по выбранной специальности. Мы помогаем получить так называемые Hard skills (твёрдые навыки, необходимые для конкретной работы), поэтому успешнее всего в программе продвигаются именно те стажеры, у которых теоретическая база уже есть.
Далее идёт отбор заявок по следующим основным критериям:
— осознанная мотивация к обучению и развитию, готовность к трудоустройству или самостоятельной профессиональной практике (фриланс, социальное предпринимательство, социальное проектирование, создание коммерческого проекта);
— видение образа своей профессиональной деятельности: профессия, направление работы, примерный функционал;
— возможность выделять не менее 6 часов еженедельно на работу с наставником, куратором, тренерами и самостоятельную подготовку на протяжении всего проекта.
Отсутствие специального образования и опыта работы не является препятствием к участию в проекте.
— Заявки подали, отборочный этап прошёл, дальше наступает подготовительная программа. Что это такое?
— Для отобранных стажёров мы проводим практикум по целеполаганию и самомотивации. Это позволяет нашим участникам чувствовать себя более уверенно на первой встрече с наставником и HR-куратором и понимать, в каком направлении он сам хочет двигаться в рамках проекта и по его окончании.
Параллельно проводится учебный курс для наставников и HR-кураторов, помогающий им подготовиться к выполнению своей роли в проекте, — групповые тренинги «Понимание инвалидности», «Основы наставничества».
— Кто выступает в роли наставников в вашем проекте?
— Это специалисты крупнейших российских и международных компаний. Профессионалы, имеющие достаточный опыт в той области, которую выбрал для себя стажёр. Задача наставника — оценить исходный уровень своего подопечного, помочь выбрать цель участия в проекте и, разработав план индивидуального развития, поддерживать стажёра в развитии специальных навыков и расширении профильных знаний.
— А что представляет собой дополнительная программа?
— На этом этапе наши стажёры и приобретают необходимые практические навыки и развивают уже имеющиеся soft skills, то есть те умения, навыки, которые уже есть у человека: работа в команде, коммуникативные и организаторские способности, способность учиться и адаптироваться к изменениям, креативность и прочее. Стажёры проходят серию обязательных групповых тренингов, готовятся к собеседованию, учатся составлять резюме, работать над персональным сайтом, записывают видеовизитку и так далее. Здесь важно отметить работу HR-кураторов, так как именно они контролируют учебную активность стажёров, следят за своевременным выполнением тестов и домашних заданий, дают необходимые рекомендации.
— А какова роль наставника в этой тройке?
— Наставник начинает работать со стажёром параллельно с его обучением в рамках дополнительной программы. Он предлагает стажеру реальный или смоделированный кейс. В течение двух с половиной месяцев стажёр под руководством наставника решает задачи своего кейса. В итоге должен получиться продукт, который можно презентовать на защите. Например, если стажёр выбрал сферу IT-технологий, его кейсом может быть разработка приложения, сайта, телеграм-бота. Если участник проекта выбрал сферу SMM (Social Media Marketing), его конечным продуктом может быть продвижение группы или сообщества клиента. Если это сфера копирайтинга, то кейс стажёра может представлять подборку написанных им и опубликованных на определённых ресурсах статей. В области психологии стажёр может представить к защите собственный тренинг или консультации с отзывами клиентов. Всё здесь индивидуально и зависит от выбранной профессиональной области.
— Дополнительная программа проходит и очно, и дистанционно?
— Это зависит от многих факторов. Например, в пандемию мы всё проводили онлайн, включая финал. В 13-м сезоне для жителей Москвы и области были организованы очные занятия, а для региональных участников обучение было доступно онлайн. Сейчас у нас только два стажёра москвичи, а все остальные из регионов. Поэтому мы оставили очным только финал.
— А непосредственно на территории партнёров проекта проходят какие-либо занятия со стажёрами?
— Опять же всё индивидуально. Вполне возможно, что наставник предложит стажёру кейс, задачи которого они будут решать на примере реальной деятельности. Мы приветствуем работу в поле. Другое дело, что не всегда это возможно по каким-либо причинам. Тогда мы просим наставника смоделировать кейс на примере реальных фактов, уже отработанных практических задач.
— Допустим, стажёры приобрели необходимые практические навыки. Но не все могут попасть в финал. Они проходят какую-то аттестацию?
— Безусловно. Перед финалом проходит предзащита, когда тройки стажёр — наставник — HR-куратор представляют свои кейсы, рассказывают, что им удалось сделать за два с половиной месяца. По результатам предзащиты в финал проходит 14 — 15 участников. Причём все наши стажёры получают сертификаты о прохождении программы «Шаг в профессию», несмотря на то, прошли они в финал или нет.
— Каким должен быть кейс, чтобы он прошёл в финал? По каким критериям оценивается работа троек?
— Прежде всего итоговый продукт должен иметь практическую ценность. И, конечно, кейс должен быть интересным, а его презентация эффектна и зрелищна. Это нужно для того, чтобы компании, те потенциальные работодатели, которые приходят к нам на финал, могли действительно заинтересоваться тем или иным стажёром и его работой.
— Как проходит финал?
— Финал — это публичная презентация кейсов перед организаторами и партнёрами проекта, потенциальными работодателями и гостями. Это открытое мероприятие, на которое могут прийти все желающие. Пожалуй, именно финал даёт наиболее полное впечатление о проекте, понимание того, что и как мы делаем. Во время финала стажёры могут обменяться опытом, пообщаться между собой, познакомиться с потенциальными работодателями, наконец-то увидеть воочию своих наставников или HR-кураторов. Да-да, и такое бывает. Ведь специалисты и стажёры могут проживать в разных регионах.
Стажёр-финалист публично презентует свой кейс, подробно рассказывает о нём, отвечает на вопросы, а также выслушивает комментарии приглашённого эксперта. Это дополнительная опция финала, которой нет на предзащите. Дело в том, что по каждому кейсу мы приглашаем экспертов. Это специалисты, имеющие определённые достижения в той области, которую выбрал стажёр. Эксперт заранее знакомится с кейсом. На финале он слушает участника проекта, задаёт ему вопросы, даёт рекомендации. Иногда эксперты приглашают заинтересовавших их финалистов пройти стажировку или предлагают реальную работу.
— Что происходит на этапе постфинального сопровождения?
— Все стажёры остаются в нашей базе. Мы отслеживаем, смогли ли они себя реализовать. К нам обращаются партнёры или сторонние компании, придерживающиеся корпоративной политики разнообразия и инклюзивности (Diversity & Inclusion), при которой каждый сотрудник включен в деятельность организации, а его потребности и интересы учтены. И если таким компаниям требуются определённые специалисты, мы в первую очередь предлагаем участников нашего проекта, если их компетенции соответствуют требованиям работодателя.
— Участие в проекте платное?
— Нет, конечно! Все этапы проекта стажёр проходит абсолютно бесплатно. Единственный момент — мы приветствуем очное присутствие на финале. Поэтому участники из регионов проезд и проживание организуют самостоятельно.
— Глеб, среди стажёров проекта есть незрячие люди?
— В этом сезоне у нас 7 стажёров с различной степенью потери зрения. Кроме того, в нашем фонде некоторые сотрудники имеют инвалидность по зрению. Да у меня у самого первая группа. Поэтому мы можем со знанием дела объяснить незрячему или слабовидящему стажёру, где он реально сможет проявить себя, а какая профессиональная область ему менее доступна.
У нас были незрячие стажёры и в прошлых сезонах. Например, в 13-м сезоне незрячая девушка из Ингушетии приобрела навыки в IT-сфере и получила предложение о стажировке в крупной финансовой компании. Кстати, среди незрячих IT-профессии очень популярны. Были у нас стажёры с инвалидностью по зрению, которые специализировались в психологии. Это среди незрячих тоже довольно популярное направление. Так, например, стажёр, преподаватель колледжа, с помощью наставника смогла разработать тренинг. Сейчас она успешно использует его в своей профессиональной деятельности.
Другая незрячая девушка-музыкант прошла подготовку в области преподавания вокала. Сейчас у неё есть свои клиенты, и она в полной мере реализует приобретённые навыки. В одном из сезонов наши наставники работали с двумя участниками в области саунд-дизайна. Сейчас это очень модное направление деятельности, связанное с процессом определения, управления или создания звукошумовых эффектов. Такие эффекты нужны при создании аудиокниг, подкастов, в киноиндустрии и т.д. Один из этих стажёров делал звуковую дорожку к компьютерной игре для незрячих.
В заключение хочу отдельно подчеркнуть, что проект «Шаг в профессию» не предполагает 100% гарантии трудоустройства. Конечно, если появляется такая прекрасная возможность, мы её не упускаем, но для проекта принципиально важно дать стажёру практические навыки в той профессии, в которой он видит себя, в которой хочет развиваться. А именно эти навыки подчас очень нужны при дальнейшем трудоустройстве.

Дата публикации: 
вторник, июля 18, 2023
Автор публикации: 
Екатерина Шевичева
Категория публикации: 
Выбираем профессию