Перейти к основному содержанию

Камчатские экспедиции Витуса Беринга

АРКТИЧЕСКАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ («Школьный Вестник» №7 за 2023 год)
История освоения Северного морского пути

КАМЧАТСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ВИТУСА БЕРИНГА

Читая о географических открытиях мореплавателей и первопроходцах неизведанных земель прошлых веков, мы воспринимаем их экспедиции как романтическое путешествие и редко отдаём себе отчёт, что между основными точками маршрута — тысячи километров. Чтобы преодолеть их, требовались месяцы и годы. А цена географических открытий — это подчас предельные лишения, страдания и человеческие жизни.
Одним из таких первооткрывателей был Витус Ионассен Беринг. Его имя навеки вписано в историю мореплавания и исследования северной полярной области Земли. Беринг стоял во главе величайшего географического предприятия, равного которому не знал мир. Возглавляемые им Первая и Вторая камчатские экспедиции охватили своими исследованиями северное побережье Евразии, всю Сибирь, Камчатку, моря и земли северной части Тихого океана, открыли неведомые учёным и мореплавателям северо-западные берега Северной Америки. Его имя носит море, омывающее берега Камчатки, Чукотки и Аляски, и пролив, отделяющий Азию от Америки.
Витус Беринг родился 12 августа 1681 года в Дании в городе Хорсенсе. Сведений о его детстве до нас дошло очень немного. Известно, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии.
В 1703 году Витус Беринг возвратился из своего первого путешествия и в Амстердаме, куда прибыл корабль, на котором он плавал, познакомился с русским адмиралом Корнелием Крюйсом. По поручению Петра I тот нанимал на русскую службу опытных моряков. Эта встреча привела Витуса Беринга на службу в русский военный флот. В начале XVIII века Россия была в глазах многих европейцев тем местом, где можно было реализовать свои амбиции и неплохо заработать.
Беринг служил на Балтийском флоте в годы Северной войны, на Азовском флоте командовал небольшим судном и успел поучаствовать в Русско-турецкой войне. Вернулся на Балтику. Был захвачен в плен шведскими каперами, с благословения своего правительства разбойничавшими на море. Бежал. Женился. В 1715 году последний раз побывал в родной Дании, чтобы навсегда вернуться в Россию. Так в трудах и баталиях прошло двадцать лет. И тут неожиданно в его жизни произошёл крутой поворот.
Пётр I задумывается об экспедициях на восток своих владений и 23 декабря 1724 года даёт указание Адмиралтейств-Коллегии отправить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-Коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Пётр I согласился с кандидатурой Беринга, и он оказался именно тем человеком, кто сумел осуществить глобальный план правителя Российской империи.
6 января 1725 года, всего за несколько недель до своей смерти, Пётр подписал инструкцию для Первой камчатской экспедиции. Берингу предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля. На этих судах следовало отправиться к берегам «земли, которая идёт на норд» и которая, возможно («понеже оной конца не знают»), является частью Америки, то есть определить, действительно ли земля, идущая на север, соединяется с Америкой. Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 году, а морской путь из Охотского моря в Тихий океан ещё открыт не был.
В экспедицию кроме Беринга были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие отправилось 34 человека. Выехали из Петербурга в феврале 1725 года. Путь лежал через Вологду, Иркутск, Якутск. Нам трудно даже представить всю неимоверную тяжесть пути по безлюдной тысячевёрстной тундре для путешественников, не имеющих навыков организации экспедиций в таких суровых условиях. Трудный поход закончился лишь в конце 1726 года, когда экспедиция достигла берегов Охотского моря и остановилась в Охотске, тогда маленьком поселении в нынешнем Хабаровском крае.
К постройке судна приступили немедленно. Необходимые материалы доставляли из Якутска в течение всей зимы. Это было связано со множеством трудностей. 22 августа 1727 года только что построенное судно «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот покинули Охотск. Спустя неделю путешественники увидели берега Камчатки. Вскоре в «Фортуне» открылась сильная течь, пришлось зайти в устье реки Большая и разгрузить суда.
Сохранившиеся в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота донесения Беринга в Адмиралтейств-Коллегию дают представление о тех трудностях, с которыми встретились путешественники на Камчатке, где они пробыли почти год, прежде чем смогли снова отправиться в плавание, дальше на север.
«...По прибытии к Большерецкому устью, — писал Беринг, — материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжёлые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 вёрст. И той же зимою из Большерецкого острога до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги. И ежели застанет метелица на чистом месте, а стана себе сделать не успеют, то заносит людей снегом, отчего и умирают».
Пешком и на собачьих упряжках они прошли по Камчатке более 800 вёрст до Нижне-Камчатска. Там был построен бот «Св. Гавриил». На нём 13 июля 1728 года экспедиция снова отправилась в плавание.
11 августа вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки и ныне носящий имя Беринга. На следующий день моряки заметили, что земля, мимо которой они плыли, осталась позади. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересёк Северный полярный круг.
Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он увидел, что американский берег не соединяется с Азией, и убедился, что нет такого соединения и дальше к северу.
15 августа экспедиция вышла в открытый Северный Ледовитый океан и продолжала в тумане плавание на северо-восток. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу, по словам Беринга, не простиралась. Не приближалась к «чукотскому углу» и Америка.
На следующий день плавания тоже не было видно признаков берега ни на западе, ни на востоке, ни на севере. Достигнув 67°18' с. ш., Беринг отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. 2 сентября «Св. Гавриил» возвратился в Нижне-Камчатскую гавань. Здесь экспедиция провела зиму.
Как только наступило лето 1729 года, Беринг снова вышел в плавание. Он направился на восток, где, по словам камчатских жителей, в ясные дни иногда виднелась «чрез море» земля. Во время прошлогоднего плавания путешественникам её «не случилось видеть». Беринг решил «известиться доподлинно» о том, действительно ли существует эта суша. Дули крепкие северные ветры. С большими трудностями мореплаватели прошли 200 километров, «но токмо земли никакой не видали», — писал Беринг в Адмиралтейств-Коллегию. Море окутал «великий туман», а вместе с ним начался жестокий шторм. Взяли курс на Охотск. На обратном пути Беринг впервые в истории мореплавания обогнул и описал южный берег Камчатки.
1 марта 1730 года Беринг, лейтенант Шпанберг и Чириков возвратились в Петербург. В «Санкт-Петербургских ведомостях» была опубликована корреспонденция о завершении Первой камчатской экспедиции Витуса Беринга. Сообщалось, что русские мореплаватели на судах, построенных в Охотске и на Камчатке, поднялись в Полярное море значительно севернее 67° с. ш. и тем самым доказали, что «тамо подлинно северо-восточный проезд имеется». Далее подчёркивалось: «Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лёд не препятствовал, водяным путём до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было».
Первая камчатская экспедиция внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о северо-восточном побережье Азии, от Камчатки до северных берегов Чукотки. География, картография и этнография обогатились новыми ценными сведениями. Экспедиция создала серию географических карт, из которых особо выдающееся значение имеет итоговая карта. Она основана на многочисленных астрономических наблюдениях и впервые дала реальное представление не только о восточном побережье России, но и о размерах, протяжённости Сибири.
По свидетельству Джеймса Кука, который присвоил имя Беринга проливу между Азией и Америкой, его далёкий предшественник «очень хорошо нанёс на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его возможностях трудно было бы ожидать».
Первая карта экспедиции, на которой показаны районы Сибири на пространстве от Тобольска до Тихого океана, была рассмотрена и одобрена Академией наук. Итоговая карта также была немедленно использована учёными России и вскоре широко распространилась в Европе. В 1735 году она была гравирована в Париже. Спустя год опубликована в Лондоне, потом снова во Франции. И далее эта карта неоднократно переиздавалась в составе различных атласов и книг. Экспедиция определила координаты 28 пунктов по маршруту Тобольск — Енисейск — Илимск — Якутск — Охотск — Камчатка — Чукотский Нос — Чукотское море, которые затем вошли в «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту, через которых тракт имели, в какой ширине и длине оные».
А Беринг уже разрабатывал проект Второй камчатской экспедиции, которая впоследствии превратилась в выдающееся географическое предприятие, равного которому долго не знал мир.
Главенствующее место в программе экспедиции, начальником которой был назначен Беринг, отводилось исследованию всей Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Японии, северо-западной Америки в географическом, геологическом, физическом, ботаническом, зоологическом, этнографическом отношениях. Особое значение придавалось исследованию Северного морского прохода из Архангельска в Тихий океан.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции. Из столицы в Сибирь направлялось более 500 морских офицеров, учёных, матросов.
Беринг вместе с женой Анной Матвеевной отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану. Беринг следил за работой отрядов X. и Д. Лаптевых, Д. Овцына, В. Прончищева, П. Лассиниуса, занимавшихся исследованием северных берегов России, и академического отряда, в состав которого входили историки Г. Миллер и А. Фишер, натуралисты И. Гмелин, С. Крашенинников, Г. Стеллер, астроном Л. Делякроер.
Архивные документы дают представление о необычайно активной и разносторонней организаторской работе мореплавателя, руководившего из Якутска деятельностью многих отрядов и звеньев экспедиции, которые вели исследования от Урала до Тихого океана и от Амура до северных берегов Сибири.
В 1740 году было закончено строительство пакетботов «Св. Пётр» и «Св. Павел», на которых Беринг и Алексей предприняли переход в Авачинскую гавань, на берегу которой заложили Петропавловский порт. В плавание на двух кораблях уходило 152 офицера и матроса и двое из членов академического отряда.
4 июня 1741 года корабли вышли в море и взяли курс на юго-восток, к берегам гипотетической Земли Хуана де Гама, которая значилась на некоторых европейских картах и которую было приказано отыскать и исследовать по пути к берегам северо-западной Америки. Сильные штормы обрушились на суда, но Беринг настойчиво шёл вперёд, стараясь точно исполнить указ Сената. Часто наплывал туман. Чтобы не потерять друг друга, на кораблях били в колокол или стреляли из пушек. Так прошла первая неделя плавания. Суда достигли 47° с. ш., где должна была находиться Земля Хуана де Гама, но никаких признаков суши не было. 12 июня путешественники пересекли следующую параллель — никакой земли. Беринг приказал идти на северо-восток. Главной своей задачей он считал достичь северо-западных берегов Америки, ещё не открытых и не исследованных ни одним мореплавателем.
Едва суда прошли первые десятки миль к северу, как оказались в густом тумане. Пакетбот «Св. Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своём местонахождении, потом не стало слышно ударов колокола, и глубокая тишина легла над океаном. Капитан-командор Беринг приказал выстрелить из пушки. Ответа не последовало. Три дня Беринг бороздил море, как было условлено, в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил отряда Алексея Чирикова.
Около четырёх недель пакетбот «Св. Пётр» шёл океаном, встречая по пути лишь стада китов. Всё это время штормы нещадно трепали одинокое судно. Бури следовали одна за другой. Ветер рвал паруса, наносил повреждения рангоуту, расшатывал крепления. В пазах кое-где появилась течь. Взятая с собой пресная вода была на исходе.
«17 июля, — как записано в вахтенном журнале, — с полудни в половине первого часа увидели землю с высокими хребтами и сопку, покрытую снегом». Берингу и его спутникам не терпелось поскорее высадиться на открытый ими американский берег. Но дули сильные переменные ветры. Экспедиция, опасаясь каменных рифов, вынуждена была держаться в отдалении от земли и следовать вдоль неё на запад. Лишь 20 июля волнение уменьшилось, и моряки решили спустить шлюпку.
Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера. Он провёл 10 часов на берегу острова Каяк и успел за это время ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды, описал 160 видов местных растений.
Конец июля и август «Св. Пётр» шёл то в лабиринте островов, то в небольшом отдалении от них. 29 августа экспедиция снова приблизилась к земле и стала на якорь между несколькими островами, которые были названы Шумагинскими по имени матроса Шумагина, он только что скончался от цинги. Здесь путешественники впервые познакомились с жителями Алеутских островов, обменялись с ними подарками.
Наступил сентябрь, океан заштормил. Деревянное судно с трудом выдерживало натиск урагана. Многие офицеры стали поговаривать о необходимости остаться на зимовку, тем более что воздух становился все более студёным.
Путешественники решили поспешить к берегам Камчатки. В вахтенном журнале появляется всё больше и больше тревожных записей, свидетельствующих о трудном положении мореплавателей. Пожелтевшие страницы, торопливо исписанные дежурными офицерами, говорят о том, как плыли они день за днем, не видя земли. Небо было затянуто тучами, сквозь которые многие сутки не пробивался солнечный луч и не виднелась ни одна звезда. Экспедиция не могла точно определить своё местонахождение и не знала, с какой скоростью продвигаются они к родному Петропавловску...
Витус Беринг был тяжело болен. Недуг ещё больше усилился от сырости и холода. Почти непрерывно лил дождь. Положение становилось всё серьёзнее. По расчётам капитана, экспедиция находилась ещё далеко от Камчатки. Он понимал, что доберётся до родной обетованной земли не раньше конца октября, и это лишь в том случае, если западные ветры переменятся на попутные восточные.
27 сентября налетел жестокий шквал, а через три дня началась буря, которая, как отмечено в вахтенном журнале, развела «великое волнение». Только спустя четыре дня ветер несколько уменьшился. Передышка оказалась непродолжительной. 4 октября налетел новый ураган, и огромные волны снова в течение нескольких суток обрушивались на «Св. Петра».
С начала октября большая часть команды уже так ослабела от цинги, что не могла принимать участия в корабельных работах. У многих отнялись руки и ноги. Запасы провизии катастрофически таяли. Перенеся жестокий многодневный шторм, «Св. Пётр» снова стал, несмотря на встречный западный ветер, продвигаться вперёд, и вскоре экспедиция открыла три острова: Св. Маркиана, Св. Стефана и Св. Авраама.
Драматичность положения экспедиции усугублялась с каждым днём. Не хватало не только продовольствия, но и пресной воды. Офицеры и матросы, которые ещё держались на ногах, были измучены непосильной работой. По словам штурмана, «корабль плыл как кусок мёртвого дерева, почти без всякого управления и шёл по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».
24 октября палубу покрыл первый снег, но, к счастью, продержался недолго. Воздух становился всё более и более студёным. В этот день, как отмечено в вахтенном журнале, больных было «разных чинов 28 человек».
Беринг понимал, что в судьбе экспедиции наступил самый ответственный и тяжёлый момент. Сам, совершенно обессиленный болезнью, он всё же поднимался на палубу, навещал офицеров и матросов, пытался поднять веру в благополучный исход путешествия. Беринг обещал, что как только на горизонте появится земля, они непременно причалят к ней и остановятся на зимовку. Команда «Св. Петра» верила своему капитану, и все, кто мог передвигать ноги, напрягая последние силы, занимались срочными и необходимыми корабельными работами.
4 ноября рано утром на горизонте обозначились контуры неизвестной земли. Приблизившись к ней, отправили на берег офицера Плениснера и натуралиста Стеллера. Там они обнаружили лишь заросли карликовой ивы, стлавшейся по земле. Нигде не росло ни одного деревца. Кое-где на берегу лежали брёвна, выброшенные морем и засыпанные снегом. Поблизости текла небольшая речка. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно приспособить под жилье для больных матросов и офицеров.
Началась высадка. Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку. Высадка проходила медленно. Голодные, ослабевшие от болезни моряки умирали по пути от корабля к берегу или едва ступив на землю. Так погибли 9 человек, 12 матросов скончались во время плавания.
28 ноября сильной бурей корабль сорвало с якорей и выбросило на берег. Моряки в первое время не придали этому серьёзного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, что местные жители помогут им на собаках добраться до Петропавловска. Группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы. С высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. Они высадились не на Камчатке, а на затерянном в океане необитаемом острове.
«Это известие, — писал один из помощников Беринга, — подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжёлое положение попали и что нам угрожает полная гибель».
В эти трудные дни недуг всё сильнее мучил Беринга. Он чувствовал, что дни его сочтены, но продолжал заботиться о своих людях. Капитан-командор лежал один в землянке, прикрытой сверху брезентом. Беринг страдал от холода. Силы оставляли его. Он не мог уже пошевелить ни рукой, ни ногой. Сползавший со стен землянки песок засыпал ноги и нижнюю часть тела. Когда офицеры хотели откопать его, Беринг воспротивился, заявив, что так теплее. В эти свои последние, самые трудные дни, несмотря на все несчастья, выпавшие на долю экспедиции, Беринг не утратил бодрости духа, он находил задушевные слова, чтобы ободрить своих приунывших товарищей.
Беринг умер 8 декабря 1741 года, не подозревая о том, что последнее пристанище экспедиции находится в нескольких сутках хорошего хода судна от Петропавловска.
Спутники Беринга пережили тяжёлую зиму. Питались мясом морских животных, которые водились здесь в изобилии. Под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово они выстроили новое судно из обломков пакетбота «Св. Пётр». 13 августа 1742 года путешественники простились с островом, который назвали именем Беринга, и благополучно достигли Петропавловска. Там они узнали, что пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, возвратился на Камчатку ещё в прошлом году, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска).
Так закончилась Вторая камчатская экспедиция, деятельность которой увенчалась великими открытиями и выдающимися научными достижениями. Русские моряки первыми открыли неведомые ранее северо-западные берега Америки, Алеутскую гряду, Командорские острова и перечеркнули мифы о Земле Хуана де Гама, которую западноевропейские картографы изображали на севере Тихого океана. Русские корабли первыми проложили морской путь из России в Японию. Географическая наука получила точные сведения о Курильских островах, о Японии.
Результаты открытий и исследований в северной части Тихого океана нашли отражение в целой серии карт. В их создании принимали участие многие из оставшихся в живых участников экспедиции. Особо выдающаяся роль в обобщении добытых русскими моряками материалов принадлежит Алексею Чирикову — одному из блестящих и искусных мореходов того времени, преданному помощнику и преемнику Беринга. На долю Чирикова выпало завершение дел Второй камчатской экспедиции. Он составил карту северной части Тихого океана, на которой с поразительной точностью показаны путь корабля «Св. Павел», открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».
Столь же плодотворной была деятельность северных отрядов Второй камчатской экспедиции, нередко выделяемых в самостоятельную Великую северную экспедицию. В итоге морских и пеших походов офицеров, штурманов и геодезистов, действовавших в Арктике, было исследовано и картировано северное побережье России от Архангельска до Большого Баранова Камня, находящегося к востоку от Колымы. Тем самым, по словам М. В. Ломоносова, был «несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихий».
Для изучения метеорологических условий Сибири были созданы наблюдательные пункты от Волги до Камчатки. Первый в мире опыт организации метеорологической сети на столь обширном пространстве блестяще удался русским ученым и морякам.
На всех судах Второй камчатской экспедиции, которые плавали по полярным морям от Архангельска до Колымы, по Тихому океану до Японии и северо-западной Америки, велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы и сохранились до наших дней. Сегодня эти наблюдения имеют особую ценность ещё и потому, что они отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.

Дата публикации: 
понедельник, июля 10, 2023
Автор публикации: 
Елена Денисенко
Категория публикации: 
история